Автор: . Дата создания:

Развитие межрегионального сотрудничества является одним из основных направлений взаимодействия Беларуси и России. Витебщина развивает контакты с большинством российских регионов, но в современных условиях партнерские отношения не построишь только на торговых и товарообменных операциях.

Необходимо трансформировать накопленный опыт взаимной работы в реализацию двусторонних кооперационных проектов.

По итогам 2017 года товарооборот предприятий Витебщины с Россией составил около 2,9 млн долларов и увеличился по сравнению с 2016-м примерно на 10%, причем это диверсифицированный рост, включающий широкую гамму взаимных поставок продукции.

Наиболее динамично развивается партнерство с Московской, Ленинградской, Смоленской, Рязанской, Псковской, Свердловской областями. В активе облисполкома договоры о сотрудничестве с 24 регионами России.

Как сообщил заместитель председателя комитета экономики облисполкома Константин Чёрный, сейчас прорабатываются возможности подписания соответствующих документов с Калининградской областью, Краснодарским краем. Для активизации взаимодействия со Ставропольем готовится план мероприятий по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству.

Возможно, новые партнеры у Витебщины появятся на V Форуме регионов Беларуси и России. Его проведение запланировано в Могилеве в сентябре 2018-го.

Такой подход служит хорошим подспорьем в том числе для организации деловых визитов промышленников в российские регионы. Только за последние два года их количество превысило десяток.

В ряде случаев делегации возглавляли председатель облисполкома Николай Шерстнёв и его первый заместитель Олег Мацкевич.

Так, недавно витебская делегация вернулась из Калининграда, в ближайшее время организуются деловые миссии в южные российские регионы. Участников делегации принимают на высоком уровне, предварительно подбирают потенциально интересные контакты, предоставляют возможность провести презентации для широкого круга заинтересованных предприятий и организаций.

– В ходе подобных визитов мы убеждаемся, что белорусская продукция пользуется неизменным спросом, наши товары востребованы, и определяем точки соприкосновения, по которым можно развивать взаимодействие, – отметил Константин Чёрный.

У кооперационных проектов много преимуществ. Они обеспечивают рост взаимной торговли, создают рабочие места, стимулируют выпуск конкурентоспособной техники, увеличивают налоговые поступления в бюджет. Это особенно актуально в свете тех благоприятных условий, которые создаются в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Однако для того, чтобы потенциал двустороннего сотрудничества использовался в полной мере, необходимо выстраивать взаимоотношения на качественно ином уровне с учетом современных экономических реалий.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

По мнению Константина Чёрного, необходимо определить порядок создания и функционирования единых экономических кластеров (холдингов), участниками которых в равной степени выступали бы организации России и Беларуси.

Например, подобные объединения успешно работали в льняной отрасли, когда технологии выпуска тканей отрабатывались в НИИ в Твери и Москве, выращивания льна – в Орше, пошива готовых изделий – и в Беларуси, и в России.

Но сегодня формируется льняной холдинг в Смоленской области с участием индийского капитала, а на Витебщину смоленские коллеги обращаются лишь с предложениями по вывозу льноволокна, при этом не вкладывая ресурсов в его выращивание и первичную обработку.

Одной из перспективных тем для кооперации является агропромышленный комплекс. Например, на территории приграничных российских областей расположены большие площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель, которые вряд ли будут востребованы для размещения промышленных объектов или добычи ископаемых. Их целесообразно вовлечь в оборот и получать урожай в общую копилку. Тем более что на Витебщине есть сформировавшаяся инфраструктура сельхозпредприятий и система подготовки кадров соответствующих специальностей.

Люди заинтересованы в получении отечественного экологически чистого натурального сырья, его переработке и производстве продукции гарантированного качества. При этом создаются новые рабочие места, что особенно важно для местного населения. У российских регионов есть ресурсы, но механизма их использования для подобных совместных проектов нет.

– Если мы говорим об интеграции, то должны понимать ее в широком смысле: в производстве совместного продукта, подготовке специалистов, организации единой системы сбыта, – отметил Константин Чёрный. – При этом у каждого региона есть собственные наработки, преимущества, которые необходимо максимально эффективно использовать в интеграционных образованиях, будь то сельхозферма или промышленное предприятие.

Сырье надо перерабатывать там, где это наиболее экономически выгодно. В производство необходимо вовлекать как можно больше участников с обеих сторон, и этот процесс, подкрепляемый едиными сертификатами и регламентами, не должны нарушать ни тарифы на электроэнергию, ни квоты на поставку комплектующих и сырья. Нужно позаботиться о создании единого механизма гарантированного страхования внешнеторговых сделок.

Происходящие сегодня в экономике процессы подталкивают к выработке подобной схемы сотрудничества и поддержке ее на высшем государственном уровне, убежден Константин Чёрный. В противном случае мы будем вынуждены конкурировать друг с другом даже в рамках единого экономического пространства.

– Любой интеграционный процесс не может быть стихийным, необходимы четкие методы управления им, конкретные проекты, персональная ответственность за их реализацию, – подчеркнул он.

Сложившаяся схема производства, например, продукции машиностроения требует связать в единую цепочку производителей металла, электроники, гидравлики, программистов и еще десятка направлений, действующих на территории регионов Беларуси и России. При этом нынешняя система тендеров не учитывает интеграционные процессы, а поддерживает того, кто предложит более низкие цены.

– Главное, чтобы мы сами для себя определили: готовы ли мы поддерживать создание и развитие отечественных производителей товаров и услуг или будем пользоваться тем, что предлагают зарубежные партнеры вне Союза Беларуси и России, которые активно проталкивают свои методы управления и организации производства, – добавил Константин Чёрный. – Так что затягивать с принятием интеграционных решений нельзя.

А пока облисполком вынужден констатировать: доля России в экспорте предприятий Витебской области снизилась до 43,4% (в 2016-м – 60%), что обусловлено рядом факторов.

В Российской Федерации ужесточились условия тендеров, при этом увеличились сроки расчетов за отгруженную продукцию, что формирует просроченную дебиторскую задолженность у белорусских компаний.

Российские партнеры ориентируются на вывоз сырья, а белорусская сторона рассчитывает на увеличение доли поставок готовой продукции, которая по итогам 2017 года сложилась на уровне менее 60%. Кроме того, в России действуют ограничения на поставку отдельных продуктов мясо-молочной отрасли, что также не способствует наращиванию товарооборота.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.