- Ирина Петровна, на какие основные положения и нововведения документа необходимо обратить особое внимание, в частности, субъектам хозяйствования? Какие нормы могут существенно повлиять на развитие этих сфер деятельности?
- Хочу подчеркнуть, что закон содержит принципиально новые подходы и механизмы государственного регулирования торговли и общественного питания. Кроме того, большое количество нормативно-правовых актов приведено в соответствие с новым законом, в том числе основополагающий документ _ Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 года № 703. Еще немаловажный аспект: закон вводит обновленные определения терминов, применяемые в торговой сфере, с учетом современных условий и подходов к развитию отрасли.
В законе прописаны требования к организации и осуществлению торговли и общественного питания, созданию и деятельности разноформатных торговых объектов, в том числе с использованием интернета. Отмечу также, что законодательно закреплены права и обязанности субъектов торговли и общественного питания, поставщиков товаров и государственных органов, что подразумевает противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Нужно подчеркнуть, что теперь основу системы государственного регулирования будет составлять Торговый реестр, в который наряду со сведениями об объектах должны будут включаться данные о состоянии торговли, в том числе о розничном и оптовом товарообороте, удельном весе торговых сетей в общем товарообороте.
- Что это значит, в частности, для предприятий и организаций, тем более что подобный реестр существовал и ранее?
- Да, работа по формированию и ведению Торгового реестра ведется Министерством торговли совместно с местными исполкомами уже несколько лет, однако после вступления в силу нового закона существенно изменится ее суть. Так, для субъектов хозяйствования подача заявления на внесение сведений об объектах торговли в Торговый реестр теперь является обязательной административной процедурой и заменит существовавшие до сих пор процедуры согласования ассортиментного перечня и режима работы торгового объекта и объекта общественного питания. Кроме того, особое внимание предприятиям следует обратить на права и ограничения, предусмотренные законом в отношении заключения договоров и включения в них ряда условий, а также особенности исполнения таких договоров.
До принятия данного документа законодательство достаточно жестко регламентировало сферу розничной торговли. Теперь под императивные нормы законодательства подпадают и другие виды торговой деятельности, а именно оптовая торговля продовольственными товарами. Необходимость таких изменений вызвана несколькими причинами, и прежде всего речь идет об обеспечении дополнительной защиты прав потребителей продовольственной продукции, которая, как известно, имеет короткий срок реализации.
Вводятся требования обеспечения прозрачности в отношениях между субъектом торговли (общественного питания) и поставщиком продовольственных товаров. Среди новшеств _ ограничения в выборе договорной модели взаимодействия партнеров (в оптовом звене это договор поставки, а в качестве безоговорочного правила декларируется свободное (договорное) ценообразование в оптовом звене и т.д.). Смысл названных выше ограничений и запретов состоит в установлении прозрачности заключаемых в оптовой торговле договоров. Это должно стимулировать исключительно ценовую конкуренцию между торговыми организациями и, как следствие, снижение (или как минимум предотвращение роста) розничных цен на продовольственные товары.
- Повышенный интерес вызывает новое законодательное ограничение долей в 20% присутствия субъектов торговли на местном рынке. Как будет отслеживаться соблюдение данного положения? Какова сегодня ситуация с удельным весом торговых сетей, например, в областном центре?
- Действительно, пунктом 4 статьи 26 закона закрепляется предельное значение (20%) доли субъекта торговли в товарообороте, после достижения которого этот субъект не вправе будет приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Вместе с тем, данное ограничение касается работы субъектов в сфере торговли продуктами питания.
Принимаемые меры госрегулирования позволят отслеживать и координировать процессы, происходящие в торговой сети и на потребительском рынке, создавая конкурентную среду, защищать интересы малого бизнеса, потребителей, белорусских производителей продуктов питания.
Контролировать удельной вес субъектов в товарообороте региона позволят сведения, представляемые субъектами хозяйствования в Торговый реестр.
Следует отметить, что в Витебской области значения удельного веса торговых сетей в общем товарообороте региона далеки от порогового значения в 20%.
- Как будут реализовываться положения закона, закрепляющие за местными органами власти обязанности и права по разработке и утверждению схем размещения объектов с учетом оптимального расположения магазинов шаговой доступности и крупноформатных торговых субъектов?
- В настоящее время городскими, районными исполкомами ведется разработка схем размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Такая работа организуется отделами торговли совместно с подразделениями по архитектуре и градостроительству с учетом генеральных планов развития населенных пунктов области. В последствии с учетом данных схем будут размещаться крупные объекты торговой инфраструктуры – магазины площадью более 400 кв.м, а также объекты общественного питания с количеством посадочных мест свыше 60.
Добавлю, что на Витебщине торговая сеть развивается динамично, активно реагируя на изменения потребительского спроса населения. Ведется строительство современных центров, магазинов шаговой доступности, объектов общественного питания, в том числе в новых районах жилищной застройки. Сегодня инфраструктура включает почти 6 тысяч магазинов торговой площадью 525,4 тыс. кв.м, из них более 55% _ объекты шаговой доступности. Почти 250 магазинов в области соответствуют понятию «магазин современного формата» с торговой площадью более 400 кв.м каждый. Проводимая работа позволяет Витебщине занимать одну из ведущих позиций среди регионов по такому показателю, как обеспеченность населения торговыми площадями, который составляет 480 кв.м. на 1000 жителей.