На 6 июля фондом «Витебскоблимущество» запланирован не совсем обычный аукцион. На торги выставляются здания бывшей школы-интерната, расположенные в живописнейшем месте неподалеку от горпоселка Езерище Городокского района.
На месте ставки Баграмяна
Герой-генерал (впоследствии он стал маршалом) после войны взял шефство над учреждением, проведывал сирот, интересовался условиями их проживания. А когда не мог, присылал сюда посылки и строителей для помощи.
На смену детдому пришли вначале восьмилетка с белорусским языком преподавания, в 1970-е - заведение для детей с особенностями психофизического развития. В 1992 году школу-интернат закрыли, а детей разместили в учреждениях аналогичного профиля по всей Беларуси.
Несостоявшийся санаторий
Сначала всем казалось, что просто поменяются хозяева объекта. Ходили разговоры об обустройстве пионерского лагеря. (Это было бы неплохо, ведь после аварии на Чернобыльской АЭС сюда возили деток из зараженных территорий на оздоровление). Вроде бы какие-то россияне пробовали приобрести здания. Наконец созрело решение построить санаторий-профилакторий для ветеранов войны и труда. Подготовили проектно-сметную документацию, и работа (а вели ее городокские строители) закипела. Кроме реконструкции старых даже было построено новое 2-этажное 8-квартирное здание для проживания персонала будущей лечебницы. Оставались только внутренние работы. И вдруг все резко оборвалось практически на финише: прораб, проводивший работы, говорил, что до завершения оставалось не более двух месяцев. Но, увы, по каким-то причинам финишный рывок совершить не удалось: скорее всего просто закончилось финансирование. В конце 1990-х в ответ на обращение местных жителей приезжали даже столичные журналисты, итогом чего стала статья в «Советской Белоруссии». Было обещано, что вскоре работы возобновятся. Увы…
Экономия на сторожах (а они были только первые два года после закрытия школы) привела к плачевному результату. Причем стройматериал воровали не только бомжи по кирпичику, но и приезжали «по-серьезному»: целые грузовики с кранами увозили даже перекрытия зданий. Люди жаловались, что разобрали все до лампочки (а они были дневного света, красивые, узорчатые). Ушли и батареи, и новые двери, которые стояли в бывших зданиях школы и спального корпуса. Запоздало приезжал даже следователь. «А что мы ему скажем? Мы же чужих не знаем. Воруем не мы: у нас огороды и квартиры!» - с волнением вспоминает местная жительница Анна Павловна.
Сегодня рядом с руинами два 3-этажных жилых дома, в которых преимущественно проживают бывшие работники учреждения. Они как могут облагораживают свое жилье, которое тоже давно требует капитального ремонта. Но, с другой стороны, присутствие жителей, возможно, и сдерживает варваров от окончательного разграбления. Местный старожил Нина Синеоко (она тут с 1962 года, 30 лет преподавала детишкам математику) отмечает: когда людей навещают летом внуки, то возникает беспокойство, что может с ними случиться в этих руинах. А еще очень стыдно бывает, когда со всех уголков бывшего Советского Союза приезжают воспитанники, для которых заведение как отчий дом, чтобы показать детям и внукам, где росли. И только слезы…
Верится в лучшее
В чем же выход из ситуации? «Просто хозяина нет!» - в сердцах говорят ветераны педагогического труда. Ведь даже после войны, когда страна лежала в руинах, все было восстановлено. Местные жители рассказывают, что в прошлом году приезжали представители армянской диаспоры, которых волнует вопрос установки памятного знака Ивану Баграмяну. (Когда-то на школе была мемориальная доска, существовал даже небольшой музей. Но где это все сейчас?..). Может, и с этой стороны можно ожидать помощи в оживлении места. Или вернуться к изначальному плану строительства оздоровительного учреждения?
Люди регулярно писали письма во всевозможные инстанции, но ответы неутешительные. Мне показывают один такой из Городокского райисполкома, датированный 2013 годом. Там констатируется, что «санаторий на 232 места…включен в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества решением Витебского облисполкома от 14 февраля 3013 г. (очевидно, 2013-го - А. Б.). Для проведения аукциона по продаже данного объекта за полную собственность либо изготовление проектно-сметной документации на разборку данного объекта…средств у предприятия-балансодержателя (КУП «Городокское УКС») не имеется».
А может быть, средства все же наконец-то найдутся. Начальная цена выставленной на аукцион недвижимости определена в 2,74 млрд руб. Не такая уже и запредельная по нынешним временам сумма. Тем более что недалеко красивейшее озеро Белое, куда постоянно приезжают отдыхающие и где даже негде ставить машины. Так почему бы не использовать здания в качестве туристического центра? Ни с водой, ни с отоплением, ни с электричеством никаких проблем.
Место это чистое, живописное. Летом и осенью - грибно-ягодное раздолье, зимой - рай для любителей лыжных прогулок на целебном воздухе. Даже оставленные постройки «покрытого зеленью» островка зарастают не «хмызняком и пустозельем», а благородными соснами. Не стоит сбрасывать со счетов и местонахождение практически на границе с Россией. Не зря здесь массово скупают дачи питерцы и мурманчане.
Поэтому хочется верить, что найдутся инициативные люди (а к участию в торгах приглашаются как граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, так и иностранные партнеры), понимающие всю привлекательность этой территории, которая впоследствии принесет отдачу всем: и хозяевам, и благодарным гостям, не говоря уже о местных жителях - у них, вероятно, появится возможность здесь трудоустроиться.
Фото Алеся Бынькова.