Автор: . Дата создания:

Нестационарная торговля в областном центре будет развиваться в едином формате с установкой павильонов, стилизованных под трамвайный вагон конца XIX века. Аренда первых 27 площадок под такие объекты уже выставлена на торги, а городские власти предупреждают: желающим торговать на улице придется сдать в утиль привычные, но портящие городской пейзаж палатки.

Чуть менее 10 лет назад в правила игры для уличной торговли в Витебске была внедрена конкурентная процедура. Накануне летнего сезона горисполком распродает на аукционе права аренды площадок, специально сформированных под размещение нестационарных объектов. Таким образом, схема локаций и условий аренды торговых точек стали прозрачнее, а город, двигаясь по пути совершенствования среды для здоровой конкуренции, получил дополнительный доходный источник для городской казны.

Нынче решено существенно скорректировать подходы в развитии этой сферы. По словам начальника отдела по имуществу управления экономики горисполкома Татьяны Прокопенко, предложенный новый формат развития уличной торговли выработан с учетом накопленного опыта регулирования этой сферы и взаимодействия с малым бизнесом, предложения и пожелания которого учтены при выработке окончательного решения.

— Основная суть изменений в том, что нестационарные торговые объекты должны быть выполнены в едином формате по разработанному горисполкомом эскизу. Он содержит описание, варианты размеров, а также отделки и цветовых решений. Сам павильон арендатор должен изготовить самостоятельно. Кроме того, горисполком утвердил ассортиментный перечень товаров для реализации в «трамвайчиках», — пояснила Татьяна Прокопенко. В него включены отдельные виды молочных продуктов (напитки и коктейли, мороженое и изделия из него), хлебобулочных и кондитерских изделий, безалкогольные напитки, а также чай, кофе, чипсы и другие продукты из картофеля.

Повышение барьера при входе на рынок уличной торговли горисполком готов компенсировать набором условий, повышающих выгодность работы в обновленном формате.

— Позиция горисполкома однозначная — на улицах города, особенно в центральной части и прилегающих районах, должны стоять оригинальные павильоны, украшающие древний Витебск, — подчеркнула Татьяна Прокопенко. —  Мы рассчитываем на понимание представителей бизнеса и готовы сделать шаги навстречу, предлагаем более привлекательные условия сотрудничества по «трамвайчикам».

А именно — более длительный срок аренды (5 лет, а не 1-3 года, как под другие цели), невысокая арендная плата (8 базовых арендных величин, с 1 апреля 1 БАВ составит 17,85 руб.). Кроме того, речь идет не о сезонной, а круглогодичной аренде, возможность которой неоднократно предлагали предусмотреть предприниматели, отметила Татьяна Прокопенко.

Еще один важный момент — локации площадок под установку «трамвайчиков». Они определены с учетом мнения представителей бизнеса в местах с высокой проходимостью и активным пешеходным трафиком. Число таких мест не окончательное и, возможно, будет увеличиваться в зависимости от активности потенциальных арендаторов, опять же горисполком готов учитывать пожелания бизнесменов.

Примерно две трети мест аренды расположены в районе городской Ратуши, а также на Московском проспекте, включая площадь Победы. Можно вспомнить, что в 2021 году право аренды площадки 5 кв. м под киоск по продаже горячих напитков (кофе-стакан) около памятника князю Ольгерду продано почти за 10,4 тыс. рублей, что в 490 раз превысило его начальную цену.

Ближайший аукцион по продаже аренды под нестационарные торговые объекты определенного формата объявлен на 5 апреля. Татьяна Прокопенко призывает представителей предпринимательского сектора оценить предложенные прозрачные и понятные условия арендного сотрудничества с городом. И осознать — возврата к старому формату не будет, палатки должны уйти в прошлое. 

Новые павильоны нестационарной торговли стилизованы под трамвайный вагон неслучайно. Витебск стал первым городом на территории современной Беларуси, где 18 июня 1898 года открыли трамвайное движение. Так что трамвай является визитной карточкой областного центра. В 1966 году создан музей истории витебского трамвая, которому в 2002 году присвоено звание народного.

Фото БЕЛТА.