Трансформация агропромышленного комплекса Витебщины, запущенная Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2020 №70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области», остается главной темой индустриального развития региона. Ведущую роль в преобразованиях играет государственное объединение «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты».
Промежуточные итоги реализации указа подведены на недавнем заседании облисполкома. О том, что необходимо сделать, чтобы созданные агропромышленные объединения заработали еще более интенсивно, о ситуации на рынке мясо-молочной продукции в целом и перспективах развития отрасли на Витебщине в интервью «Витебским вестям» рассказала генеральный директор концерна Наталья Бортник.
– Какие события на рынке мясо-молочной продукции в 2020 году можно выделить? Как в целом удалось сработать в непростом 2020-м? Отдельно хотелось бы остановиться на влиянии пандемии коронавируса. Как удается адаптироваться к работе в новых условиях?
— Безусловно, одним из самых значимых событий 2020 года для предприятий Витебщины стало подписание Указа №70 и создание семи агропромышленных объединений (АПО). Это, несомненно, положительно отразилось и на деятельности предприятий концерна.
Напомню, что во главе агропромышленных объединений — ведущие перерабатывающие предприятия области. В их составе 142 субъекта хозяйствования, в том числе 18 перерабатывающих предприятий, 10 обслуживающих, три торговых, 111 сельскохозяйственных организаций. Концерн координирует работу АПО, оказывает методическую, консультативную, а по согласованию с облисполкомом и финансовую помощь из средств специального счета.
Основной вызов ушедшего года — работа в рамках широкомасштабных карантинных мер, вызванных пандемией коронавируса. Наиболее сложным оказался период адаптации в первую волну, когда предприятия учились работать в новых условиях. На фоне карантинных ограничений снижался потребительский спрос, в том числе на некоторые виды продовольственных товаров, на что предприятия вынуждены были реагировать. Например, с началом пандемии изменилась модель потребления, то есть многие стали больше готовить дома. С учетом этого наши предприятия предложили много новинок — запустили новую линейку полуфабрикатов, пополнили ассортимент йогуртов, молочных консервов, мороженого, сыров и другой продукции. ОАО «Витебскхлебпром» расширяет производство замороженных хлебов, а ОАО «Витебскмясомолпром» через фирменную торговую сеть «Витебские продукты» создало интернет-магазин и запустило доставку готовых обедов.
Поэтому, несмотря на сложности, организации смогли адаптироваться к работе в непростых условиях и получить положительный финансовый результат. В 2020 году объем производства промышленной продукции (работ, услуг) с учетом стоимости давальческого сырья составил 1,2 млрд руб., или 108,9% к 2019 году. Объем выручки от реализации продукции превысил 1,9 млрд руб. (темп роста – 129%). Получена чистая прибыль в сумме 610 млн руб. Отмечу, что наши молокоперерабатывающие предприятия занимают второе место в стране по выходу продукции из тонны перерабатываемого сырья и по уровню рентабельности продаж («плюс» 8,9%).
Предприятия АПО расширили географию зарубежных поставок до 26 стран. Всего экспортировано продукции на сумму 194 млн долларов, что на 6,7% больше аналогичного показателя 2019 года. Наращивания активности на внешних рынках удалось добиться за счет основных товарных позиций. Например, экспорт сухого молока увеличился в 1,9 раза, сухой сыворотки – в 1,4 раза, сыров – в 1,2 раза, молочных консервов и говяжьих полуфабрикатов – в 1,1 раза. Акцент в сбытовой политике делается на расширение рынков сбыта высокомаржинальной продукции.
– Наталья Павловна, как продвигается создание общей системы реализации продукции под единым брендом «Витебский экопродукт»? Предполагаете ли адаптировать бренд для продвижения на внешние рынки?
— Несколько лет назад у председателя облисполкома Николая Шерстнёва появилась идея объединения продукции Витебщины под единым брендом, чтобы наши предприятия были узнаваемы не только в Беларуси, но также в ближнем и дальнем зарубежье. Вариантов было много, но остановились на «Витебском экопродукте». Тем самым хотим сообщить потребителям: это натуральная продукция, выбирая которую можно быть уверенным, что приобретаешь качественный, вкусный и полезный продукт.
В 2020 году реализовали комплекс рекламных мероприятий, направленных, прежде всего, на повышение узнаваемости продукции предприятий Витебщины. Безусловно, адаптация бренда к зарубежным рынкам – важный этап продвижения продукции, поскольку это позволяет завоевывать новые рынки с учетом особенностей национальной культуры. При этом инструменты используются одни и те же, но особенностями внешнего рынка являются более высокая конкуренция и необходимость учета многих аспектов страны присутствия. Тем не менее нашим предприятиям удалось занять нишу и благодаря стабильно высокому качеству завоевать доверие зарубежных покупателей. Более 94% продукции поставляется в страны ЕАЭС и СНГ – это рынки, где наш товарный знак и его концепция близки и понятны потребителю.
— Что делается и что еще необходимо предпринять, чтобы предприятия концерна чувствовали себя уверенней на внутреннем рынке? Каковы планы по освоению зарубежных рынков, в частности, дальнего зарубежья?
— Для того, чтобы чувствовать себя уверенней на внутреннем рынке, предприятия концерна постоянно развивают собственную торговую сеть, которая на данный момент уже представлена 320 торговыми объектами, из них около 60% – стационарные магазины. В планах модернизация действующих и открытие новых объектов, в том числе на селе, увеличение количества автомагазинов для выездной торговли. Будем увеличивать количество трейд-маркетинговых мероприятий (дегустации, промоакции) в торговых объектах по стране, повысим рекламную активность, в том числе в интернете.
В конце 2020 года Россельхознадзор снял ограничения на поставку продукции наших предприятий, поэтому в планах также наращивание объемов поставок продукции на российский рынок и расширение ассортимента.
Безусловно, нашими главными внешнеэкономическими партнерами остаются организации России и государств, входящих в ЕАЭС. Вместе с тем прорабатываем возможности по увеличению объемов поставок на рынки стран Персидского залива и в целом азиатского региона, уделив особое внимание сотрудничеству с Китаем. Отмечу, что в 2020-м прямой экспорт наших предприятий на китайский рынок достиг 6 млн долл. и вырос более чем в два раза по сравнению с 2019-м. Важной частью маркетинговой стратегии белорусских экспортеров станет обеспечение эффективного функционирования Национального павильона в выставочном комплексе G-Hub в Шанхае, что будет способствовать повышению узнаваемости нашей продукции и наращиванию ее экспорта в Китай.
— В 2021 году в странах ЕАЭС запланировано ввести маркировку молочной продукции средствами идентификации. Какова готовность предприятий концерна к грядущим изменениям? Как это отразится в целом на показателях экспорта продукции производителей Витебщины?
— По заявлениям наших российских партнеров, с 2018 года выявлено более 6 млн единиц контрафактной продукции. Отследить ее перемещение и реализацию без особой системы затруднительно. Для минимизации контрафакта и привлечения распространителей такой продукции к ответственности в России создана национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий «Честный ЗНАК». В Беларуси также сформирована нормативная база для создания подобной системы. Кроме того, предусматривается принятие дополнительных мер по развитию электронного документооборота, предотвращению «серого» импорта товаров, повышению прозрачности движения товаров как внутри, так и за пределами страны.
Подготовительная работа к маркировке ведется на всех молокоперерабатывающих предприятиях концерна с октября 2020 года. Проведено сопоставление перечня выпускаемой молочной продукции с перечнем и планируемыми сроками введения маркировки. Параллельно прорабатываются возможные способы нанесения средств идентификации как с помощью специального программного обеспечения, так и типографским способом. Актуализированы электронные карточки по ассортименту продукции в Банке электронных паспортов товаров EPASS.by. Все молокоперерабатывающие предприятия концерна зарегистрированы в системе ГИС «Электронный знак», закупается необходимое оборудование и устанавливается программное обеспечение для реализации первого этапа маркировки.
— Какие задачи ставит концерн на текущую пятилетку, в том числе по инвестициям, объемам переработки, экспорту, внедрению инноваций? Какие основные инвестиционные проекты планируется реализовать?
— Программа на пятилетку, разработанная концерном совместно с облсельхозпродом и предприятиями, предусматривает в первую очередь развитие сырьевых зон для обеспечения производителей качественным дешевым сырьем. Главными инвестиционными проектами на селе станут строительство семи молочнотоварных ферм по 2 тыс. голов дойного стада каждая и двух свиноводческих репродукторов на 5 тыс. голов основных свиноматок на каждом из них. На эти цели планируется направить около 900 млн рублей.
Уже строятся молочнотоварная ферма вблизи д. Чурилово Оршанского района (готовность 90%), а также два свиноводческих комплекса в Оршанском (вблизи д. Горяны) и Лиозненском (около н. п. Пушки) районах. Кроме того, в текущем году начнутся реконструкция и модернизация 167 сельхозобъектов по упрощенной схеме финансирования и ввода в эксплуатацию, согласованной главой государства.
В перерабатывающей промышленности будет реализован ряд инновационных проектов по увеличению мощностей сырного и консервных производств с объемом инвестиций около 280 млн руб. Все это позволит предприятиям выйти на качественно иной уровень. А стратегическая цель преобразований остается неизменной — развитие экономики региона и повышение благосостояния людей, живущих и работающих на Витебщине.
Фото из архива «ВВ».