Автор: . Дата создания:

Нынешние времена не самые лучшие для одного из старейших заводов Витебщины – ОАО «Керамика», как и для строительной отрасли в целом. Но благодаря грамотному маркетингу и экономии ресурсов предприятие работает. Более того, 80% кирпича идет на экспорт.

Ценят за качество

«Керамика», созданная в областном центре в 1950 году, долгое время была крупнейшим в стране производителем кирпича, керамических камней, блоков и дренажных труб. И  сейчас здесь производство полного цикла: от добычи глины из собственного месторождения до поставок готовой продукции потребителю. Даже молотый бой бракованных изделий – шамот – идет в ход: его добавляют в кирпич, что повышает термостойкость изделия.

В Беларуси, пожалуй, нет такого города, где бы не использовалась продукция этого ОАО – Полоцк, Новополоцк, Орша, Могилев, Гомель. В Витебске и Витебском районе из кирпича от «Керамики» построены Свято-Покровская, Свято-Троицкая, Свято-Успенская, Свято-Харлампиевская церкви, Рождественско-Православный центр. Витебский кирпич заложен в мемориале, воздвигнутом к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве, в храме Христа Спасителя, в храме Святых Апостолов Петра и Павла, комплекса «Прохоровское поле» в Белгородской области.

Сейчас ассортимент предприятия значительно сузился – здесь производят лишь полнотелый керамический одинарный кирпич различных форм и модификаций, 80% идет на экспорт. Витебский кирпич поставляется не только в Центральную Россию, но и Восточную Сибирь – Иркутск, Улан-Удэ, на Дальний Восток – в Читу. Налажены продажи в Украине, Казахстане и даже на Крымском полуострове.

По словам генерального директора ОАО «Керамика» Петра Прижитомского, керамический кирпич наиболее востребован для возведения печей, каминов, реставрации исторических зданий, строительстве храмов.

– Эта продукция экологически чистая, теплая и энергоэкономная, а главное, конкурентная по цене, – отмечает Петр Сергеевич. – На предприятии внедрены системы менеджмента качества, управления охраной труда, окружающей средой. Несколько лет назад специалисты ОАО «Керамика» по приглашению россиян принимали участие  в семинаре печников России. Мы были приятно удивлены, узнав, что большинство печников РФ используют для возведения печей и каминов наш полнотелый одинарный кирпич. За годы работы сложился бренд качества нашей продукции.

Повлияли проблемы экономики

Но дается такой результат одному из самых энергозатратных производств Витебщины непросто. За последние годы коллектив сократился с 1100 до 300 человек, значительно сократились объемы производства, средняя зарплата по предприятию сейчас около 440 рублей, тяжким грузом висит долг за газ – порядка миллиона долларов.

Ситуацию удалось переломить благодаря решению правительства, согласно которому ОАО «Керамика» получило возможность покупать газ по льготной цене – 210 долларов вместо прежних 285 за тысячу кубометров. Еще одно слабое место предприятия – большая территория: около 60 га, за которую в прошлом году в виде налога на землю заплатили 580 тыс. рублей. Из-за расположения производственных объектов сдавать в аренду большую часть площадей невозможно.

– Мы очень надеемся, что местные власти пойдут навстречу и снизят размеры земельного налога, – говорит Петр Прижитомский. – Это позволит снизить кредитную нагрузку и даст возможность увеличить зарплату. Еще одна проблема –  конкурентоспособность на российском рынке, где построено множество современных кирпичных заводов. Цена российского газа для них не более 102 долларов за тысячу кубометров. При том, что мы живем в Союзном государстве, конкурировать крайне сложно, в последние годы серьезно просел и отечественный строительный рынок, современные строительные материалы и технологии вытесняют керамический кирпич. Но мы все равно находим потребителей благодаря  высокому качеству нашего кирпича.

Каковы перспективы?

По словам Петра Прижитомского, экономические показатели нынешнего года позволяют говорить о стабилизации экономической ситуации на предприятии. По итогам работы за девять месяцев чистая прибыль составила 503 тыс. рублей, рентабельность продаж – 20,2%, начали погашать долги, накопленные за несколько лет. Облегчило ситуацию и передача в этом году в коммунальную собственность непрофильного актива – сельхозпредприятия.

– Мы полностью прекратили выпуск нерентабельной продукции, на складах у нас пусто, работаем только под заказ, – отмечает Петр Сергеевич. – Благодаря тому, что удалось сохранить инженерно-технические кадры, можно думать о модернизации изделий, улучшении их потребительских качеств, форм и так далее. В поисках новых рынков активно посещаем специализированные выставки в России, Казахстане. Украине. Витебский кирпич на слуху. Наша задача – сделать его конкурентным по цене и доставить потребителям.

Фото Александра КУТЫНКО