Автор: . Дата создания:

До конца года ОАО «Витязь» планирует выпустить опытный образец быстрой зарядной станции для электромобилей.

Устремившись на только формирующийся рынок зарядной инфраструктуры, предприятие намерено стать ведущим отечественным производителем в этой сфере. Оно подключает к достижению цели и молодых специалистов, и господдержку, и новые инструменты реструктуризации долгов. Ставка на инновации должна помочь компании заложить фундамент, на котором предстоит держаться в ближайшем будущем.  

В разные годы в конце лета – начале осени на «Витязе» происходили знаковые события. В сентябре 1976-го принималось решение о создании телезавода. Через два года с конвейера сошел первый серийный цветной телевизор второго поколения, а еще через десять лет — миллионный приемник.

Для генерального директора акционерного общества Геннадия Азарова в августе начался отсчет  важного этапа карьеры — год назад он вступил на капитанский мостик «Витязя». По такому поводу Геннадий Петрович рассказал «Витебским вестям» о перспективах «телегиганта», двигающегося в сторону многопрофильности.

ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА

По итогам полугодия предприятие нарастило объемы производства почти на 18%, сработало с положительной рентабельностью, получило чистую прибыль. Есть успехи и на внешних рынках: темп роста экспорта составил 285%. К слову, за 2017-й также приросли по этому показателю более чем в 2,5 раза.

— В прошлом году серьезно увеличили производство бытовой техники, что положительно отразилось на производственных показателях. Но это достигнуто за счет традиционных изделий и направлений экспорта, а для развития, как известно, надо выходить из зоны комфорта. Поэтому мы активно работаем с инновациями, одна из основных тем — зарядные устройства для электротранспорта, рынок которых только формируется и где при должной расторопности можно завоевать большую долю, — отметил Геннадий Азаров.

Сегодня на предприятии разработан модельный ряд зарядных устройств, потенциально способный удовлетворить разнообразные требования операторов, которые будут их эксплуатировать, и налажено серийное производство. В прошлом году выпустили 30 единиц. Задание на текущий — несколько сотен, но оно корректируется под потребности заказчиков и с учетом выигранных тендеров на поставку.

Параллельно удалось убедить государство в способности «Витязя» эффективно развивать это направление. В результате проекты ОАО включены в Госпрограмму инновационного развития на 2016-2020 годы. Это подразумевает выделение внешнего финансирования, при том, что половину затрат по проекту берет на себя завод.

Деньги пойдут на закупку недостающего высокотехнологичных механизмов, в частности, обрабатывающего центра, 3D-принтера и 3D-сканера, лазерного и другого оборудования.

— Станки и механизмы не узкоспециальные. Такой выбор позволит, во-первых, нарастить мощности, повысить качество и оперативность реагирования на запросы заказчиков по зарядным станциям, а во-вторых, усовершенствовать технологические процессы, увеличить производительность по традиционным направлениям (бытовые электроприборы, медтехника) и в целом по предприятию. Новое оборудование будет востребовано также при работе над перспективными инновациями, — пояснил Геннадий Азаров.

Кроме того, проработаны возможности взаимодействия с производителями Витебщины, других регионов для передачи им по кооперации выпуска комплектующих для электрозарядок или на аутсорсинг сопутствующих услуг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Беларусь намерена войти в число развитых электромобильных стран. Доказательством служит Указ Президента №273, который вступает в силу с 14 октября 2018 года. По сути, в документе идет речь о стимулировании создания инфраструктуры для этого вида транспорта.

Электрозаправками должны быть оборудованы буквально все общественные и жилые зоны застройки по соответствующим нормативам, используя опыт других стран. Только тогда у владельцев традиционных легковушек возникнут реальные стимулы смены авто на наиболее эффективные и экологичные.

Для достижения этой цели предусмотрен ряд мер, в том числе связанных с выделением земельных участков под электрозарядные станции. Это открывает перспективы для «Витязя», которыми предприятие намерено воспользоваться по максимуму, чтобы быстрее войти в рынок и занять свою нишу.

По прогнозу аналитиков из разных стран, в недалекой перспективе доля электротранспорта превысит 30%, сюда относятся и большегрузные электромобили, и электробусы, и другая техника.

ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

По словам директора, участие в тендерах на поставку зарядных станций показывает, что изделия «Витязя» конкурентные по ценам (диапазон в районе 1,5 тыс. долларов).

При таких условиях на первый план выходят вопросы сервисного сопровождения и программного обеспечения, с чем у завода также все в порядке.  Парк электромобилей только формируется, многие компании, в том числе с Запада и Востока, устремились занять место в сфере зарядной инфраструктуры.

— Хотя в Беларуси «Витязь» является единственным официальным производителем станции для зарядки электрокаров, спокойной жизни это не гарантирует. Тем не менее мы видим свое место на рынке и стараемся добиваться успеха, — констатировал Геннадий Азаров.

Одно из финансово перспективных направлений — индивидуальные зарядные станции. «Витязь» настраивается на серьезную борьбу за этот сегмент рынка. Расчет очевиден: владельцы электромобилей, имеющие к тому же загородные дома, могут позволить себе профессионально выполненное зарядное оборудование. Несмотря на кажущуюся простоту это достаточно сложное устройство с микроконтроллерной системой управления, которое должно безопасно и надежно взаимодействовать с электромобилем. Так что в этом вопросе автомобилистам экономить себе дороже.

«Витязь» также внимательно следит за первыми шагами по белорусским городам каршеринга (краткосрочная аренда авто). В автопарке подобного сервиса могут быть востребованы электромобили, что является благодатной почвой для сотрудничества «Витязя» с инвесторами и операторами таких проектов.

Выстраивается партнерство с отечественными автопроизводителями (СЗАО «БЕЛДЖИ», СП ЗАО «ЮНИСОН»). Они заявили о намерениях наладить производство электрокаров, а это повод для объединения усилий по развитию зарядной инфраструктуры.

— Мы в постоянном контакте, прорабатываем технические вопросы. Надеюсь, что в перспективе это перерастет в коммерческое соглашение, которое даст синергетический эффект, — добавил Геннадий Азаров.

Пока же «Витязь» самостоятельно продвигает инновации.

На очереди — создание быстрой станции, позволяющей зарядить аккумулятор до уровня 80% в течение 20 минут.

До конца 2018-го планируется изготовить опытный образец такого устройства. По сути, это серьезная энергетическая установка с мощностью до 50 КВт, так что площадки для нее должны обладать соответствующей подведенной энергетической мощностью.

БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Последние годы завод работает в условиях дефицита оборотных средств, что существенно сдерживает его производственную и маркетинговую активность. Вынужден вести хозяйственную деятельность, рассчитываться с долгами без дополнительных вливаний со стороны государства и банков.

Хотя уже рассчитались с бюджетными займами, а также с одним из банков-кредиторов, но полностью избавиться от бремени финансовых обязательств начала XXI века пока не удалось. Так что параллельно с поиском партнеров среди профильных компаний «Витязь» пытается заручиться поддержкой и кредитно-финансовых организаций.

Хорошие условия для переговоров создает майский Указ №200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». В частности, он предусматривает возможность конвертации проблемных долгов в акции предприятий, продажи прав по кредитному договору другому кредитору, что в свою очередь позволяет одному банку аккумулировать все проблемные кредиты организации с их последующей реструктуризацией для снижения кредитной нагрузки заемщика.

— Мы хотим использовать эти инструменты для сокращения дефицита оборотных средств, ведем переговоры с банками по этой тематике, в том числе изучаем возможность вхождения новых участников в уставной капитал ОАО, — рассказал Геннадий Азаров. — Если будет решен вопрос реструктуризации долговых обязательств, то это развяжет нам руки для дальнейшего развития.

ТАМ, ЗА ПОВОРОТОМ

Разгрузка кредитного портфеля вкупе с модернизацией организационной структуры должны сработать на повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

Сегодня «Витязь» имеет в активе более двух десятков направлений деятельности, не связанных с производством телевизоров, медицинской и бытовой техники. Но не все из них в сложившихся условиях достаточно эффективны, в том числе из-за влияния финансового состояния предприятия.  

Директор ОАО Геннадий Азаров: В перспективе «Витязь» должен стать группой компаний, каждая из которых специализируется на каком-то одном виде деятельности

— В перспективе «Витязь» должен стать группой компаний, каждая из которых специализируется на каком-то одном виде деятельности, идеально — в партнерстве с инвесторами внутренними и внешними, для которых мы открыты к сотрудничеству в любой взаимоприемлемой форма и взаимовыгодных условиях, — подчеркнул Геннадий Азаров.

Для этого у предприятия есть знания специалистов, производственные активы и, что немаловажно, репутация.    

Фото Дмитрия ОСИПОВА.