Чуть более двух лет назад облисполком активно вмешался в судьбу ОАО «Витебские продукты», которое стремительно скатывалось в банкротство. После безвозмездной передачи госпакета акций (более 98%) из городской в областную собственность оперативным управлением предприятием занялось ОАО «Витебскмясомолпром».
Акционерное общество приняло проблемный актив, стало разбираться с состоянием дел и выстраивать четкую структуру бизнеса, пытаясь вернуть популярной торговой сети способность зарабатывать деньги. О том, как это получается, генеральный директор управляющей компании Валерий Касперович рассказал в интервью «Витебским вестям».
— Валерий Иванович, какова сегодня ситуация в «Витебских продуктах»? Удалось ли разобраться с долговой нагрузкой?
— По нашим оценкам, в целом по итогам 2018 года предприятие получит небольшую чистую прибыль. Отмечу, что и 2017 год «Витебские продукты» также завершили с чистой прибылью, что красноречиво характеризует проделанную работу и коллектива, и управляющей компании.
Что касается кредиторской задолженности, то и здесь есть серьезная положительная динамика: из порядка 7,5 млн рублей долгов по исполнительным производствам, с которыми «Витебскмясомолпром» принял в управление торговую сеть, сегодня остаются менее 15%.
С большинством контрагентов составлены графики погашения, которые четко выполняются. При этом надо учитывать, что в начале 2018-го в состав «Витебских продуктов» вошла сеть магазинов ОАО «ОРС Витебск», где также пришлось разбираться с задолженностью.
Немаловажно, что остались в прошлом проблемы расчетов с партнерами, своевременно исполняются обязательства по договорам поставок, заключенным после нашего прихода в ОАО «Витебские продукты».
Я убежден, что одним из важнейших приоритетов работы компании является повышение благосостояния работников. Здесь мы пока движемся медленнее, чем хотелось бы. По итогам октября 2018-го средняя зарплата по предприятию составила 491 рубль, в ноябре — 546 руб. (на момент передачи нам в управление этот показатель на «Витебских продуктах» не превышал 400 руб.)
За декабрь рассчитываем довести ее до уровня 600 руб. и активно наращивать динамику по этому показателю в 2019 году. Безусловно, это зависит в целом от финансовой успешности предприятия, которую в нашем случае создают трудовые коллективы магазинов.
— Какие проекты или наработки планируете реализовать для повышения привлекательности «Витебских продуктов» как нанимателя?
— Если в общих чертах, то путь традиционный — рост выручки, повышение доходности предприятия. Для этого намерены диверсифицировать направления деятельности.
Будем развивать оптовую торговлю, причем готовимся делать это динамично
В этом процессе будут востребованы потенциал и компетенции управляющей компании. Параллельно изучаем возможности организации производства инновационной продукции. То есть рассматриваем все доступные варианты улучшения финансового благополучия «Витебских продуктов» чтобы, прежде всего, повышать зарплату работников.
— Вы упомянули ОАО «ОРС Витебск». Как прошло объединение?
— Предприятие было передано из республиканской в областную коммунальную собственность, по решению облисполкома реорганизовано путем вхождения в состав «Витебских продуктов».
Интеграционный процесс прошел быстро и без особых проблем. Магазины «ОРСа» в основном расположены в районе железнодорожных станций.
По просьбе председателей райисполкомов мы возобновили работу ряда точек, например, в Лиозненском районе на станции Крынки, в Витебском отдали в аренду, сохранив профиль объекта. Остальные магазины работают в обычном режиме.
Поскольку принимали предприятие вместе с его долгами, то здесь свою роль сыграл репутационный ресурс «Витебскмясомолпрома».
Так как у «Витебских продуктов» и у «ОРСа» поставщики в основном одни и те же, в ходе переговоров решения по обслуживанию долговых обязательств находили сразу. В основном речь идет о составлении графиков погашения задолженности, которые соблюдаются беспрекословно.
— Какие планы по развитию сети? Планируете ли наращивать количество магазинов?
— На данном этапе не планируем. Анализ ситуации показал, что еще не решено много организационных и производственных вопросов на действующих торговых объектах. Не все они подключены к корпоративной сети, надо автоматизировать магазины «ОРСа». Также впереди немало работы по обновлению холодильного и торгового оборудования. Это очень актуальная для нас тема, ведь в структуре затрат расходы на электроэнергию на втором месте после зарплаты. К примеру, недавно полностью заменили отработавшие более десятка лет морозильные лари в магазине №12, больше известного как «Колос» по пр-ту Фрунзе.
За это время возобновили функционирование некоторые магазины, в частности, по улице Гагарина (№№ 32, 35) в областном центре. Там пришлось уменьшить формат, привести его к существующему покупательскому потоку. Сегодня они работают достаточно неплохо.
Так что хватает точек приложения усилий и по улучшению торгового обслуживания, и по сокращению затрат, и в плане обновления, поэтому вопрос расширения торговой сети пока не актуален.
— Есть ли новости по поводу создания региональной торговой сети Витебщины на базе «Витебских продуктов»?
— Это задача на перспективу, и ее никто не снимал с повестки дня. Сегодня каждая интеграционная структура имеет свою торговую сеть. И им, и нам надо финансово окрепнуть, чтобы не генерировать дополнительных проблем при объединении.
В рознице соперничество очень серьезное. Основной инструмент конкурентной борьбы — ценовая политика.
Средняя торговая наценка по предприятию не превышает 14%, а будет, возможно, и меньше
За счет этих процентов надо и зарплату выплачивать, и расходы покрывать, и модернизироваться. Так что пока все усилия направлены на укрепление собственных позиций на рынке.