Автор: . Дата создания:

Совместный проект ВГУ им. П. Машерова, областного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и областной газеты «Витебские вести»

В мае текущего года правительство представило новую пятилетнюю Программу деятельности правительства Республики Беларусь на 2025 – 2029 годы (постановление Совета Министров от 8 мая 2025 года № 254). Программно-целевой метод управления в Беларуси является одним из важнейших инструментов экономической политики государства для решения стратегических и тактических проблем развития экономики. Основная форма его реализации – целевые программы, включая Программу социально-экономического развития, Национальную стратегию устойчивого развития, Программу действий правительства и др.

В условиях глобальной нестабильности и нарастающего геополитического давления Беларусь делает ставку на внутреннюю силу, технологическую независимость и социальную справедливость. Новая Программа деятельности правительства Республики Беларусь на 2025 – 2029 годы стала не просто очередным планом, а документом, отражающим ключевой выбор: идти вперед, опираясь на собственные ресурсы и ценности.

Новая пятилетка – это ответ на вызовы времени. За последние годы Беларусь оказалась в условиях санкционного давления, сложной логистики и турбулентных внешнеэкономических факторов. Вместо адаптации к ограничениям, правительство предлагает путь развития, основанный на стратегическом мышлении и национальных интересах.

Программа предусматривает:

  • Импортозамещение как основу экономического роста: акцент на создание полной производственной цепочки внутри страны – от сырья до конечного продукта.
  • Цифровой суверенитет: развитие отечественного софта, микроэлектроники и IT-инфраструктуры. Беларусь будет создавать собственные цифровые решения с целью реализации сквозной автоматизации управленческих процессов и экономических отношений.
  • Технологическая самостоятельность: ускорение инновационного развития и обеспечения технологической независимости, в том числе через совершенствование институтов поддержки научно-технической и инновационной деятельности, стимулирование производств с высокой добавленной стоимостью, формирование новых высокотехнологичных промышленных сфер (точек роста) и др.
  • Энергетическая самостоятельность: развитие энергетической инфраструктуры и создание внутреннего оптового электроэнергетического рынка в целях повышения эффективности работы энергетической отрасли.
  • Развитие человеческого потенциала: переформатирование демографических трендов с упором на совершенствование системы образования, отвечающей текущим запросам рынка труда и потребностям будущей интеллектуальной экономики.
  • Сохранение социальной модели: укрепление института семьи, доступность и качество медицинской помощи, бесплатное образование, социальная поддержка остаются главными базовыми ценностями общества, а не формальностью.
  • Развитие регионов: не только Минск, но и каждый областной и районный центр должен получить «второе дыхание» за счет инвестиций, модернизации и реализации уникального потенциала каждого региона с соблюдением индивидуального подхода к территориям.

Почему это важно сейчас?

Мир стремительно меняется, и в этих изменениях Беларусь выбирает путь самостоятельности. В первую очередь на ближайшие пять лет упор будет делаться на внутренние силы: не как отказ от внешнего мира, а как разумная переоценка приоритетов с учетом импортозамещения в условиях ограничения невыгодного или небезопасного импорта. Но Беларусь всегда готова к сотрудничеству на основе равного диалога и устойчивого партнерства с теми, кто уважает ее суверенитет. Экономика будущего для страны – это создание собственных ориентиров в межгосударственном сотрудничестве: от развития кооперации в ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС до выстраивания взаимовыгодных устойчивых взаимоотношений с Российской Федерацией в рамках Союзного государства, КНР и другими дружественными странами Азии, Африки, Ближнего Востока.

Важно отметить, что новая программа создавалась в ходе масштабного общественного обсуждения, диалога с трудовыми коллективами, экспертами, представителями регионов, что сделало этот документ реалистичным и перспективным с учетом полной ответственности правительства за его реализацию. Ранее разработка программ шла преимущественно в рамках министерств и аналитических центров. Общественное участие было ограничено.

Это уже третья полноценная программа такого рода за последнее десятилетие. Важно не только изучить ее цели, но и сравнить с предыдущей пятилеткой, чтобы понять: в какую сторону движется страна и как трансформируется государственная политика.

Идеология развития «от стабилизации — к суверенитету»: основной задачей предыдущей программы была постпандемическая стабилизация, где внимание уделялось сдерживанию инфляции, поддержке реального сектора, компенсации потерь от COVID-19 и преодолению последствий внешне-экономических шоков. Новая программа перешла от стабилизации к курсу на технологический и экономический суверенитет.

Экономика «от антикризисной системы — к системной модернизации»: ранее экономическая политика носила антикризисный характер, так как поддержка была сосредоточена на уязвимых секторах экономики – транспорт, сельское хозяйство, легкая промышленность – с целью минимизировать внешние риски, в том числе за счет бюджетного стимулирования. В новой программе – структурная перестройка экономики: промышленность должна выйти на новый уровень за счет автоматизации, локализации комплектующих и развития машиностроения, электроники, фармацевтики. Акцент сделан на глубокую переработку сырья внутри страны и наращивание экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Социальная политика «от сохранения — к развитию»: в предыдущие пять лет главный упор делался на сохранение действующей системы социальной поддержки. Новая пятилетка предлагает активную социальную политику развития: повышать зарплаты бюджетников, модернизировать поликлиники, школы, расширять доступ к качественному образованию и здравоохранению в регионах. Впервые более детально прописаны механизмы стимулирования рождаемости и создания молодежной инфраструктуры.

Внешняя политика и экспорт «от восстановления — к переориентации»: после санкций 2020 – 2021 годов Беларусь начала активно переориентироваться на рынки России и ЕАЭС. Однако приоритетом оставалось восстановление прежних экспортных позиций. Сегодня это уже полномасштабный разворот к устойчивому партнерству в рамках ШОС, БРИКС, с КНР, Ираном, Индией, Турцией, странами Африки и др. Программа четко фиксирует курс на многополярность и устойчивость внешней торговли без зависимости от Запада. Особое внимание уделяется созданию транспортных коридоров и логистических хабов.

За последние пять лет Беларусь, несмотря на внешние вызовы, смогла сохранить экономическую стабильность и обеспечить рост ключевых отраслей. Среди основных достижений:

Экономическая стабильность 

Несмотря на санкционное давление и глобальные кризисы, экономика демонстрировала положительную динамику, особенно в промышленности и сельском хозяйстве. За 5 лет ВВП увеличился в среднем на 10 %, вопреки внешнеэкономической турбулентности. Инфляция удерживалась в пределах 6 – 8 %, с замедлением темпов роста цен в 2024 – 2025 годах. Уровень безработицы стабильно низкий — около 4 %. Инвестиции в основной капитал показали ежегодный прирост в среднем 3,5 – 4 %. Совокупный приток иностранных инвестиций за пятилетие превысил 6 млрд долларов. Экспорт товаров и услуг в 2024 году составил 49,4 млрд долларов, прирост за пятилетку – более 18 %. Основные рынки: Россия, Китай, страны ЕАЭС, Ближнего Востока и Африки.

Развитие АПК 

Беларусь укрепила позиции одного из ведущих экспортеров сельхозпродукции, увеличив поставки молочных и мясных продуктов, льна и других товаров. Рост производства продукции сельского хозяйства – +6,3 % с 2020 года. Объем экспорта агропродовольственной продукции достиг 8,5 млрд долларов в 2024 году. Урожайность зерновых увеличилась на 7 – 10 % благодаря внедрению современных технологий.

Модернизация промышленности 

Предприятия обновили оборудование, внедрили цифровые технологии, повысив конкурентоспособность продукции. Экспорт промышленных товаров показал рост более чем на 15 % по сравнению с 2020 годом. Темпы роста промышленного производства по итогам 2024-го составили 106,8 %. 
Рост производства в машиностроении и металлургии – 12 %.

Социальная поддержка 

Сохранялись льготы для многодетных семей, пенсионеров и бюджетников, строилось доступное жилье, развивалась инфраструктура. За 5 лет построено более 20 млн м² жилья, построено и модернизировано около 150 школ, детсадов и больниц.

Инвестиции в IT-сектор 

Парк высоких технологий (ПВТ) оставался драйвером инноваций, привлекая международные компании и специалистов. Экспорт IT-услуг превысил 3,5 млрд долларов в 2024 году. Рост числа IT-компаний: +200 новых резидентов ПВТ с 2020 года.

Прошедшая пятилетка показала, что Беларусь способна адаптироваться к сложным условиям и сохранять независимость в принятии решений. Новая программа ставит амбициозные, но реалистичные цели, делая ставку на инновации, человеческий капитал и открытость миру. Уже сейчас очевидно: страна движется вперед к устойчивости, несмотря на навязываемые извне геополитические и геоэкономические турбулентности, опираясь на опыт прошлых лет и новые стратегии роста для процветания белорусского общества.

Новая Программа деятельности правительства Республики Беларусь на 2025 – 2029 годы – это, прежде всего, выбор в пользу стабильности, ответственности и прогресса. В эпоху перемен Беларусь не ищет легкие пути, а создает прочный фундамент для будущего.