– Константин Эдуардович, каковы итоги экспорта Витебщины за первое полугодие 2015-го?
– За шесть месяцев внешнеторговый товарооборот составил 2,4 млрд долларов, при этом отмечается сокращение экспортных продаж почти на 40%, импортных – на 24%. Причины подобной ситуации были предсказуемы еще в сентябре 2014 года и связаны с падением курса российского рубля по отношению к доллару. Рынок Российской Федерации является главным для абсолютного большинства товаров и услуг предприятий области, российский рубль выступает основной валютой расчетов между субъектами хозяйствования, а это почти 67% всех сделок, которые совершаются между предприятиями.
– Что мешает переориентироваться на другие рынки?
– Работа в данном направлении активно ведется, сегодня отгрузка продукции из Витебской области осуществляется в 76 стран. Но при этом необходимо оценивать и возможные проблемы в торговле. Нужно понимать, что переориентироваться на какие-либо другие рынки государств СНГ – задача не сиюминутная и непростая, так как в этих республиках наблюдается значительное падение курса местных валют к доллару США, ужесточен порядок вывоза валюты за рубеж. Что касается стран дальнего зарубежья, то из-за кризиса там отмечается значительное падение цен на аналогичные товары, что делает наши изделия попросту неконкурентоспособными. К тому же у каждой страны свои сертификаты качества продукции и требования к ней, поэтому экспортерам необходимо активно работать в данном направлении. При этом российский рынок остается наиболее доступным для белорусских товаров с точки зрения единых стандартов, технических регламентов, сертификатов, правил торговли, да и по ценам, несмотря на падение, по-прежнему один из наиболее привлекательных.
– Во что нам обходится присутствие на российском рынке в сложившихся условиях?
– В результате мы недобираем по стоимостному показателю порядка 30%, хотя в натуральном выражении грузим большинство товаров в тех же объемах и даже больше. За счет изменения структуры поставок обеспечиваем стоимостный прирост по продажам сливочного масла на 9,3% (цена упала на 37,5%), по мясу птицы – в 1,5 раза (цена снизилась на 25,3%), по сырам и творогу – также в 1,5 раза (на 14,5%). Аналогичная ситуация с ценами на стройматериалы, упаковку из пластика, изделия из древесины, на швейную продукцию, текстиль. Разница в объеме поставок в натуральном и стоимостном выражениях на большинство изделий сегодня доходит до 15 - 28 процентных пунктов.
– То есть, чтобы быть конкурентоспособными, мы должны снижать цены. А есть ли возможность уменьшить себестоимость продукции?
– Да, один из вариантов решения – снижение затратной части на производство. Следует понимать, что это не только стоимость сырья, но и топливно-энергетическая, финансовая составляющие. Кроме того, этого можно достичь, оптимизировав логистику доставки, выбрав определенные группы товаров для производства, которые дополнены какими-либо особыми потребительскими свойствами. В принципе, ничего нового в этом нет, такой подход сегодня используется за рубежом повсеместно. Следует работать над ассортиментом, искать свою «фишку», к примеру, разнообразить линейку продукцией здорового питания, для диабетиков, детей, с полезными добавками и прочее. Думать над технологией и внешним видом упаковки. Кризисные явления в экономике будут этому способствовать.
– Какие предприятия смогли сориентироваться в непростых условиях, оказались более расторопными?
– В первую очередь, частные, так как они не строили иллюзий по поводу того, что курс российского рубля возобновит позиции, а взялись за поиски тех 30%, которые потеряли из-за падения курса: совершенствовали производство, искали сырье подешевле, новые рынки и так далее. В итоге за 1-е полугодие финансовые показатели экспорта весьма стабильны у таких предприятий, как «Белвест», «Рубикон», «Симург», «ВИК – здоровье животных», «ЛЛК-Нафтан». Так же, как и у некоторых субъектов хозяйствования коммунальной или республиканской формы собственности – ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», «Монолит», «Красный борец», «Витебские ковры».
– Константин Эдуардович, если реально оценивать ситуацию, какие у предприятий Витебщины перспективы по диверсификации экспорта?
– В этом году Витебская область начала поставки своей продукции в Индию, Израиль, Саудовскую Аравию, Республику Корея, Камерун. Возросли объемы продаж в 26 государств. За счет диверсификации экспорта увеличены поставки в Австралию и Узбекистан – в 3,8 раза, Румынию и США – в 2, Австрию – в 1,6, Армению – в 11,4, Болгарию и Латвию – в 1,3, Германию – в 2,6, Италию – в 1,5, Сингапур – в 10,7 раза, Францию – в 1,7 раза. Предприятиями Витебщины восстановлены контакты с Кыргызстаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Грузией, Литвой, Польшей, Арабскими Эмиратами, Монголией, в которые организованы поставки сухого молока, сыворотки, присадок к смазочным маслам, дверных полотен, ветпрепаратов. В целях диверсификации рынков сбыта облисполкомом организовано взаимодействие со всеми загранучреждениями республики, с иностранным дипломатическим корпусом, активизированы межрегиональные контакты с областями России (Псков, Челябинск, Ростов, Екатеринбург, Калуга, Липецк, Смоленск, Москва), Словакии, Польши, Латвии, Чехии.
– Это один из путей спасения экономики региона?
– Несомненно. О важности российского рынка говорилось выше, но без выхода на дополнительные рынки продаж нынче выживать сложно. Тем более что для модернизации и повышения конкурентоспособности изделий необходимо зарабатывать валюту. Это задача каждого предприятия, независимо от его направленности. Быть просто импортером сегодня – путь в никуда. Какое-то время продержишься за счет других, а потом весь бизнес можно сворачивать. Поэтому облисполком постоянно ведет работу по поиску вариантов промышленной кооперации, организации новых производств, поддерживает импортозамещающие и инновационные проекты. Имеется возможность господдержки экспортных проектов за счет страхования рисков, погашения части процентов по кредитам, участия в совместных программах с теми же российскими партнерами. И здесь мы явно недорабатываем. Если мы хотим сохранить свои позиции на рынке, нужны продуманные высокотехнологичные, если хотите, прорывные проекты, практически во всех отраслях. Деятельность любого предприятия должна быть выстроена на производство конкурентоспособного продукта, с учетом всех механизмов финансового обеспечения, маркетинга, технологической модернизации, сертификации производств, вовлечения отдельных техпроцессов в производственную кооперацию.
– Все чаще на уровне руководства страны поднимается вопрос активизации экспорта услуг как одного из источников доходов. Витебщина использует этот ресурс?
– По экспорту услуг мы пока недобираем до уровня прошлого года 22,5%. И тому есть объективные причины: падение объема перевозок на 26,8% и туристических услуг на 56,6% в связи с сокращением перевозок между Россией и Евросоюзом, уменьшением числа российских туристов. Однако прирастаем благодаря строительным услугам (темп 113%) и деловым (105%), преимущественно за счет оказания услуг иностранным компаниям по строительству заводов, торговых центров, подъездных путей с использованием белорусской техники, проектных и строительных организаций. Положительное сальдо по услугам за первое полугодие составило 19,3 млн. долларов. А значит, перспективы есть и в этом направлении. На сегодняшний день перед всеми нами стоит задача задействовать все имеющиеся резервы.
Фото Дмитрия Осипова