Автор: . Дата создания:

Индустриальное самочувствие Витебщины во многом зависит от эффективности работы государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты». На предприятия концерна приходится около 75% областного объема производства пищевой продукции, еще более весом — свыше 80% — их вклад в экспорт коммунальных организаций региона.

О ситуации на рынке, принимаемых мерах по загрузке мощностей и укреплению позиций витебской продукции внутри страны и за ее пределами в интервью «Витебским вестям» рассказал председатель концерна Петр Лавринов.

— Петр Петрович, что происходит на рынке мясомолочной продукции в 2019 году, какие из тенденций положительно влияют на деятельность предприятий концерна, а какие несут дополнительные риски?

— Сегодня рынок мясомолочной продукции сложился таким образом, что внутри страны реализуется около 60% суммарного объема производства, а на экспорт уходит примерно 40%. При этом традиционным и самым привлекательным, или премиальным, остается рынок Российской Федерации. Вместе с тем, из-за вводимых там ограничений импорта мясомолочных продуктов из Беларуси (у нас по этому поводу полностью либо частично закрыто 11 субъектов хозяйствования), доля экспорта в Россию, начиная с 2016 года, устойчиво снижается. В связи с этим проводится работа по диверсификации рынков сбыта, что обуславливает возникновение определенных рисков.

На какие показатели будете обращать наиболее пристальное внимание при подведении итогов полугодия и почему? Что предпринимается для повышения загрузки производственных мощностей предприятий, наращивания объемов производства, сокращения убыточности организаций и себестоимости производимой продукции? Что в планах по развитию сырьевых зон?

— Самое пристальное внимание при подведении итогов первого полугодия обратим на динамику такого показателя как выручка от реализации продукции, а также выполнение заданий по снижению затрат на производство продукции, в том числе по всей цепочке — от производства зерна, молока и мяса до реализации конечной продукции, и обеспечение рентабельной работы каждого предприятия, входящего в концерн.

В этих целях, учитывая снижение объемов молока (86,8% к соответствующему периоду прошлого года) и скота (89,2%), поступающих на промышленную переработку, организована работа по их закупке из-за пределов области. Для справки: за январь-май таким образом завезено 22,6 тыс. т молока или 115% к 2018-му году.

Кроме того, производственные программы предприятий ежемесячно тщательно анализируются в  концерне, оптимизируются для достижения полной загрузки мощностей, максимального выхода товарной продукции из 1 т сырья и выпуска высоко маржинальной продукции.

Работа по укреплению и развитию сырьевых зон проводится по нескольким направлениям. Во-первых, на каждом перерабатывающем предприятии создана бригада специалистов, которая оказывает комплексную помощь в закрепленных хозяйствах по ремонту холодильных установок, обеспечению моющими, фильтрующими и дезинфицирующими материалами. Также организованы группы по воспроизводству стада, помогают специалисты и по другим вопросам.

Во-вторых, для хозяйств в сырьевых зонах в 2016-2018 году заключены договора лизинга на приобретение 1068 единиц высокопроизводительной техники и оборудования на сумму более 144 млн. руб.

В-третьих, запланировано строительство восьми роботизированных молочно-товарных ферм на 2 тыс. голов дойного стада с полным шлейфом и четырех свиноводческих репродукторов на 5 тыс. голов основных свиноматок. Сегодня по четырем проектам (две МТФ и два репродуктора) проработаны вопросы финансирования и ведется подготовка к началу строительства.

— Что делается и что еще необходимо предпринять, чтобы предприятия концерна чувствовали себя уверенней на внутреннем рынке? Каковы планы по освоению зарубежных рынков, в частности, дальнего зарубежья? Как продвигается витебская пищевая продукция на рынок Китая? Какой видится перспектива предприятий концерна на российском рынке?

— Для укрепления собственных позиций на внутреннем рынке делаем акцент на развитии фирменной торговой сети. Например, в Минске создан Торговый дом «Витебск». Кроме того, на каждом предприятий постоянно обновляется ассортимент выпускаемой продукции.

Наращиванию экспортного потенциала будет способствовать проводимая диверсификация товарной номенклатуры. Сегодня в структуре внешних поставок наибольший удельный вес приходится на сыры (39,6%), на втором месте — масло животное (10,8%), на третьем — цельномолочная продукция (10,7%). Далее следуют говядина и говяжьи полуфабрикаты (10,6%), молочные консервы (7,6%), сухое молоко (4,7%).

В 2019 году география экспорта объединения включает 24 страны (годом ранее – 21). На рынок государств ЕАЭС приходится 94,3% общего объема поставок, стран ЕС – 0,7%, иных стран – 5%. Помимо России и Казахстана ключевыми экспортными направлениями, на которых удалось закрепиться предприятиям объединения и расширить товарную номенклатуру, являются Армения, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Ливия, Китай, Польша.

Особое внимание уделяем наращиванию экспорта в КНР как самого емкого по продуктам питания. За январь-май 2019 года предприятия концерна отгрузили в Поднебесную продукции на сумму более 1,022 млн долларов, что почти в 5 раз больше, чем за аналогичный период 2018-го.

Кроме того, постоянно идет поиск новых рынков. В текущем году удалось выйти с нашей продукцией в Ливию, США, Сербию, Палестину, Ливан, Кубу. Предприятия закрепляются и на традиционных внешнеэкономических направлениях. Например, обеспечена положительная динамика поставок на рынок Кыргызстана (рост в 11,2 раза), Молдовы (1,6 раз), Таджикистана (в 1,6 раз), Азербайджана и Узбекистана (по 1,8 раз), Украины (темп роста 108,1%), России (104,4%).

Задача на перспективу — активизировать и расширить торгово-экономическое сотрудничество со странами ЕС, Китаем, Вьетнамом, Ливией, другими государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Безусловно, будем прилагать усилия по сохранению и укреплению позиций наших предприятий на российском рынке, в основном, за счет наращивания выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

— С чем связано появление на официальном сайте концерна торговой марки «Витебский экопродукт»?

— Дело в том, что около 4 лет назад облисполком утвердил стратегию развития агропромышленного комплекса, которая призвана собрать воедино производство продукции растениеводства, животноводства, промышленную переработку молока и скота, а также реализацию готовой мясо-молочной, мукомольно-крупяной и комбикормовой продукции. В соответствии с этой концепцией и предстоит создать общую систему реализации продукции под единым брендом —  «Витебский экопродукт».

— Какие из запланированных к реализации инвестиционных проектов относите к приоритетным и почему?

— Важнейшими для концерна являются три инвестиционных проекта в Оршанском районе, а именно строительство нового убойного цеха на УП «Оршанский мясоконсервный комбинат», свиноводческого репродуктора на 5 тыс. голов свиноматок с откормочным и комбикормовым цехами, зернохранилищем вблизи деревни Горяны, а также возведение молочно-товарной фермы на 2 тыс. голов дойного стада вблизи деревни Чурилово.

Кроме того, в их числе  строительство свиноводческого репродуктора на 5 тыс. голов свиноматок в год (деревня Пушки Лиозненского района), молочно-товарного комплекса на базе ОАО «Поставский молочныйзавод» и молочно-товарной фермы в Россонском районе.

Реализация этих позволит увеличить производство молока и свиней с использованием передовых технологических решений, обеспечивающих снижение затрат на выпуск конечной продукции, и даст возможность загрузить под полную потребность  производственные мощности молоко- и мясоперерабатывающих предприятий концерна.

Фото из архива vitvesti.by.