Национальный напиток у белорусов не востребован?
Пока есть заказ на 260 т, тогда как в минувшем году лесхозами области было реализовано более 2 тыс. т полезного продукта. В том числе 500 т пошло на предприятия «Витебскпищепрома» – консервный завод ОАО «Купцовъ» и Полоцкий филиал кондитерского комбината «Витьба». Одно из базовых предприятий консервной промышленности республики, ОАО «Купцовъ», которое поставляло сок в упаковках тетра-пак и стеклянной таре в торговую сеть Беларуси и Туркменистана, признано нерентабельным. А бывший Полоцкий консервный завод отказался от переработки сока по причине физического износа и вывода из строя производственных мощностей консервного цеха. 60 т «березовика» закупит в этом году Шарковщинский консервный комбинат. И это максимальный объем, который позволяют переработать имеющиеся мощности. Реализуется он в стеклянных трехлитровых банках в основном среди организаций бюджетной сферы – в школах, детских садах, учреждениях здравоохранения. О том, что такая тара сегодня не востребована, говорит директор одного из предприятий-переработчиков Оршанского района. В 5 раз здесь уменьшатся объемы консервирования сока, так как его переработка становится невыгодной. Дорогие крышки, тара, да и спроса нет. Действительно, в фирменной торговой сети предприятия трехлитровые банки с полезным напитком застаиваются подолгу. Несмотря на то, что цена на сегодняшний день на него низкая – 20 тысяч за 3 л. В то время как на прилавках крупных су пермаркетов Витебской области преобладает березовый сок от «Савушкиного продукта» в тетра-пакетах по 16 тыс. за литр, гродненских и быховских производителей в стеклянных бутылках емкостью 0,25 и 0,75 л стоимостью 8 тыс. и 16 тыс. соответственно. Получается, платим на порядок больше за меньший, но удобный объем. Многие представители торговых точек в один голос заявляют: магазинный «березовик» у потребителей спросом пользуется небольшим. Может, дело в том, что население привыкло самостоятельно его заготавливать, покупая прямо на территории лесничеств?
А вот руководство Витебского плодоовощного комбината уверено: там, где серьезно подходят к делу, получают от реализации березового сока неплохой доход. И в этом году подали заявку в Витебское ГПЛХО на 200 т березового сока. Какой-то объем переработают сразу, а остальное поместят в специальные асептические мешки, в которых стерилизованный сырец хранится до одного года. 100 т такого сока предприятием было отгружено в минувшем году в Брест, а купажированный, с добавками апельсина, лимона, мяты и др. без проблем реализуется в торговых точках страны. В частности, в сети магазинов «Корона», где литровые, полуторалитровые и даже трехлитровые банки с традиционным напитком расходятся на ура, особенно в летний сезон.
В настоящее время в стадии тестирования оборудование нового цеха по производству соков в Толочине. Здесь в будущем году планируют вплотную заняться переработкой лесного дара и реализовывать его на экспорт наряду с другими соками в современных упаковках.
Что касается закупочной цены на сырец, то она невелика – чуть больше тысячи рублей за литр. Так может, проблему с переработкой и сбытом все-таки реально решить, приобретя специальные емкости для хранения, правильно выстроив логистику с привлечением коммерческих структур и поставлять на рынок товар с минимальными издержками и максимальным эффектом для производителя?
15 евро за пол-литра сока
Именно столько, по данным одного из российских еженедельников, готовы выложить за полулитровую стеклянную бутылку березового сока в некоторых европейских странах. Почему так дорого? Да потому, что «березовик» там считается детокс-продуктом, способным очищать организм от вредных веществ. Его и продают не в супермаркетах, а в бутиках здорового питания и аптеках.
Обратить внимание на березовый сок нынче решили в США и Великобритании. Крупнейшие западные масс-медиа назвали этот напиток хитом 2015-го. Ежедневник «Daily Mail» рекомендует забыть о модной кокосовой воде, поскольку «в этом году все будут сходить с ума от березового сока, суперпродукта детоксикации, который даже избавляет от целлюлита». Ажиотаж начался именно с белорусского продукта под брендом «Byarozavik», который производят на Минском заводе безалкогольных напитков. Марку назвали одной из крупнейших в США в своем сегменте, а на известном сайте «Amazon» стоимость составила почти 42 доллара за упаковку из 12 полулитровых бутылочек. Впрочем, в наличии белорусского «Бярозавіка» там уже нет, экологически чистый продукт с пометкой «Органик» разошелся за считанные дни. В прошлом году минский завод отправил на прилавки США и Австрии 50 т березового сока.
А Поставский лесхоз весной 2013-го отгрузил литовской фирме 65 т сока на общую сумму свыше 6 тыс. долларов. Литовские партнеры, высоко оценив качество напитка, решили продолжить взаимовыгодное сотрудничество и в 2014-м закупили порядка 100 т белорусского «березовика».
Целебность доказана
Медицинские исследования показали, что один стакан березового сока в день помогает организму справиться с весенним авитаминозом, усталостью, сонливостью и даже депрессией. При всей полезности этот напиток еще и диетический – всего 24 ккал на 100 г. В его составе – более 10 органических кислот, 6 макро- и микроэлементов, дубильные и минеральные вещества. Этот сок пьют при кашле, ангине и головных болях, он улучшает обмен веществ. Единственное противопоказание, говорят медики, это объемы потребления вкусного и целебного продукта. Максимум – два стакана в день.
А вот для заготовки, переработки и поставок, кажется, ограничений нет. Тем более что возможности Витебского ГПЛХО позволяют реализовывать до 15 тыс. т природного богатства за сезон. Так неужели наши березы по-прежнему будут плакать в землю?..
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.