Автор: . Дата создания:

Почему в одних хозяйствах рекордные намолоты, надои и привесы, а другие хронически проседают? По какой причине к проблеме падежа скота подключаются силовики? Правда ли, что на селе платят копейки и молодежи неинтересна отрасль АПК? Где искать квалифицированные кадры для животноводства?

О реорганизации сельхозпредприятий, антикризисной дорожной карте для аграриев Витебщины, строительстве дворцов для коров, скандальных роликах в соцсетях и критике в TikTok, а также о том, действительно ли на сельском хозяйстве северного региона пора ставить крест, в проекте «От главного редактора» разбираемся с первым заместителем председателя облисполкома Сергеем Левковичем.

В одном информационном потоке сегодня вполне уживаются битвы за урожай, честные и работящие труженики села, самоотверженные герои, годами работающие от зари до темна, ароматные караваи и парное молоко сортом экстра, а рядом со всем этим громкие уголовные дела за халатность, бесхозяйственность, падеж скота, справедливая критика от Президента и замечания «экспертов» из TikTok, норовящих при случае заснять по «доброте душевной» или хайпа ради «несчастную буренку в ужасных условиях». Так как же на самом деле обстоят дела в сфере АПК на Витебщине?

20 дней решают, но не всё 

– Исторически Витебская область имеет  самую низкую плотность населения в стране. Кроме этого, в северном регионе нашей страны одни из самых низкоплодородных земель. На 20 дней вегетационный период короче, чем в южных областях. Эти 20 дней многое решают на самом деле. И это не просто слова, а средние показатели, доказанные специалистами, – фиксирует базу, которая задает условия работы целой отрасли в регионе, Сергей Левкович.

Но «метеозависимость» для аграриев хоть и значимая, но далеко не самая приоритетная проблема. Гораздо больше внимания и усилий требует вопрос обеспеченности сельскохозяйственной отрасли кадрами.

– Я не могу сказать, что всё так критично с кадрами, есть пути решения и этой проблемы. На селе при должном подходе могут работать и городское население, и жители райцентров. Людей нужно привлекать в сельское хозяйство, но необходимо создать им условия. Сегодня уже не то время, когда животноводы доили в бочки на линейных установках старых ферм, а основным средством механизации была лошадь, – подчеркивает Сергей Викторович. – Современный аграрий должен иметь выходные, достойную заработную плату. Да, от массовых сезонных работ во время посевной или уборочной кампании мы никуда не уйдем. В этот период требуются максимальная концентрация и самоотдача всех и в первую очередь механизаторов. Но даже при этих непростых условиях руководители сельскохозяйственных организаций должны учитывать пожелания человека. Это уже промышленный подход к организации труда: у каждого свой очерченный участок, объем и направление работы, это касается ветврача, зоотехника, агронома.

Потеря потерь? 

Сохранность скота – одна из самых болезненных тем для животноводства. И не только на Витебщине. Сообщения о гибели животных, особенно в больших масштабах, вызывают резонанс в обществе, негодование и недоумение. Почему так происходит и кто виноват? Сергей Левкович уверен, что важно бороться за жизнь каждого теленка и необходимо переломить ситуацию, когда нормой считается скрывать потери в поголовье крупного рогатого скота.

– Не просто так эту тему на контроле держит глава государства. Тут не только про любовь к животным идет речь. Это наша экономика, наше благосостояние. Этим вопросом озадачены и в правительстве. Очевидно, что особого внимания требует именно ветеринарная служба, и не только в сохранности, но и других качественных показателях животноводства. За крупным рогатым скотом будущее сельского хозяйства. У нас в регионе не так много узкоспециализированных сельхозпредприятий, которые выращивают птицу, свиней. А молочным скотоводством в области занимается более 160 хозяйств. И все они разные по финансово-экономическим показателям, которые в конечном счете отражаются на зарплате работников. Нет сохранности – нет дохода. В этом всё кроется, – отметил первый зампред, подчеркнув, что, к сожалению, у некоторых руководителей годами складывалась практика замалчивания гибели животных, и это вошло в систему. И теперь в том числе с участием правоохранительных органов эту проблему выводят наружу, хотя это не всем нравится.

– Никто не хочет сделать хуже. Чем быстрее мы, аграрии, поймем, что сохранностью поголовья нужно заниматься предметно: теленку необходимы определенные условия, грамотный уход, кормление, вакцинация от болезней, если нужно, лечение, тем быстрее преодолеем этот непростой момент, – обратил внимание Сергей Левкович, добавив, что основа в этом процессе – люди, которые смотрят за телятами. Он рассказал, что в этом направлении ведется серьезная работа.

– Мы видим каждого оператора, который занимается выращиванием маленьких телят. Знаем уровень его зарплаты, требуем этим людям обеспечить достойный заработок. Это нелегкая работа, каждый теленок требует индивидуального подхода. При этом физические возможности даже при большом желании, ответственности и понимании, что нужно делать, не безграничны. В этой связи отслеживаем нагрузку по каждому человеку и количество голов, которое по силам обслуживать, – отметил руководитель сельхозотрасли Витебщины, сделав акцент на том, что условия содержания телят постепенно улучшаются. Проводится реконструкция старых помещений, строятся новые молочнотоварные комплексы (МТК), профилактории, приобретаются индивидуальные домики для содержания молодняка. Принято решение обл­исполкома о закупке вакцин для КРС за счет бюджетных средств, ведется работа по созданию звеньев по вакцинации скота на базе ветеринарных станций и наших молокозаводов. Осуществляется контроль применения вакцин и расходования ветпрепаратов.

Рецепт выхода на стабильную и безубыточную работу, убежден Сергей Левкович, не требует сверхтехнологий и суперсложных решений. Чтобы иметь позитивные результаты в животноводстве, необходимо обеспечить продуктивность дойного стада не менее 16 кг на корову, среднесуточные привесы на уровне 700 г
в каждом хозяйстве, повысить дисциплину, следить за выполнением минимальных требований технологий содержания и кормления крупного рогатого скота.

Аграрный экшн 

Про нынешнюю уборочную на Витебщине вполне можно снять полнометражный фильм. О честном и самоотверженном труде, людях, которые по-настоящему любят свое дело и нацелены на результат, о взаимовыручке и поддержке, умении находить выход из самой сложной ситуации. При этом спецэффекты и основные повороты сюжета обеспечивает небесная канцелярия.

– В текущем году у нас сложились как никогда экстремальные условия. Погода просто не дает нам быстро и качественно убирать урожай. Основной тип почв на Витебщине – суглинистые, они задерживают влагу, техника буквально вязнет. Комбайны из-за переувлажненных почв могут несколько раз заходить на одно и то же поле. Вернуться к проблемным участкам можно только спустя несколько погожих дней. Хорошо себя в таких условиях зарекомендовала техника на гусеничном ходу, но и это не панацея. В этом сезоне на жатве повсеместно задействованы энергонасыщенные трактора, чтобы при необходимости обеспечить буксировку зерноуборочных комбайнов. Сдерживает и то, что машины на отвозке зерна не могут передвигаться по полю. Чтобы выгрузить бункеры, к ним подгоняют тракторы или комбайн выезжает к грузовику. Всё это, соответственно, влечет за собой затраты: времени, топлива, человеческих ресурсов, – поясняет эксперт, добавляя, что в такой сложный период труженики села показывают себя отличной командой, которая не сдается, несмотря ни на что, и добивается результатов, с полной отдачей работают и специалисты, привлеченные с других предприятий.

Делается всё, чтобы собрать каждое зернышко, идет настоящая битва за урожай. Нельзя не отметить самоотверженный труд аграриев, главные слова благодарности и заслуженные награды будут уже по итогам кампании. Сейчас уборочная в завершающей стадии. Убрано практически 90 % площадей.

 Единство и взаимовыручка в жатве на Витебщине чувствуются как никогда. Нашим аграриям на помощь приходят коллеги из других регионов страны. Чтобы ускорить темпы уборки, к без малого тысяче собственных комбайнов с Минщины, Гродненщины и Могилевщины перебросили еще полсотни единиц техники.

– Урожай сформирован неплохой. Намолот озимого рапса составил 92,4 тысячи тонн, с учетом ярового – 104 тысячи тонн отметка по валовому сбору данной культуры. На завершающей стадии находится выполнение государственного заказа. Урожайность зерновых – почти 32 ц/га,
что на 9 ц выше уровня прошлого года – отметил Сергей Левкович.

Антикризисная карта 

Сергей Левкович отмечает, что на Витебщине много толковых управленцев, перспективных агроменеджеров, с которыми планируется дальнейшее развитие отрасли. Они амбициозные, хотят не просто работать, но и добиваться результатов. Практически со всеми руководителями сельхозпредприятий области он знаком лично, имеет представление о потенциале и перспективах возглавляемых ими предприятий. В доказательство своих слов показывает увесистую папку – свое­образную антикризисную карту АПК северного региона. Аналитика собрана по каждому району, сельхозпредприятию, где лидеры или точки роста (сейчас это необязательно финансово успешные предприятия) отмечены зеленым. В красной зоне те, у кого перспективы туманные, и их путь оздоровления – реорганизация.

– Переформатирование и реорганизация сельскохозяйственных организаций неизбежны. Могу сказать, что изменения ждут целый ряд хозяйств. Для каждого такого сельхозпредприятия уже выработаны механизмы дальнейшего существования. В приоритетном порядке мы рассматриваем варианты присоединения к более сильным. Но тут очень тонкая грань, такой процесс не может проходить спонтанно. Детально и досконально всё изучаем перед реорганизацией, чтобы не ухудшить положение и не потерять сильное хозяйство. Работаем точечно. Хозяйства-интеграторы поддерживаем. Прежде всего покупкой новой сельскохозяйственной техники, строительством новых МТК, поддержкой в организации посевных кампаний весной и осенью, топливом и минеральными удобрениями, – объяснил Сергей Левкович, добавив, что изучаются варианты для всех таких инвестхозяйств, в которые целесообразно вкладываться. По каждому собирают и анализируют информацию, сколько есть ферм, сколько комплексов планируют построить, на какую продуктивность выйти, исходя из существующих компетенций. Такая антикризисная карта не догма – всё может меняться, и если в ближайшее время предприятие вый­дет из красной зоны, то для него будут искать другие сценарии развития.

– Важно понимать, что реорганизация сельхозпредприятия – это не его ликвидация. Основные цели – сохранить коллектив, масштабировать и оптимизировать производство, улучшить финансовое благосостояние как отстающих, так и хозяйств-интеграторов. И в этом деле без поддержки, обновления материально-технической базы говорить о развитии и перспективах агропромышленного комплекса северного региона страны невозможно, – подчеркнул эксперт.

Когда АПК станет отраслью для самореализации 

Ключевую роль в аграрном секторе, уверен Сергей Викторович, играет непосредственно руководитель сельскохозяйственного предприятия.

– На нем огромнейшая ответственность, с него очень высокий спрос со всех сторон: от коллектива до управленцев разных уровней. Лично для меня эта категория работников сельского хозяйства – приоритет. Поэтому толковый руководитель хозяйства в области всегда будет поддержан во всех отношениях.

Первый зампред облисполкома рассказал, что многие руководители на местах привыкли уповать на кадры. Мол, процессы на фермах технологично налажены, зарплату готовы платить хорошую, а людей – специалистов – нет. Но почему тогда один руководитель нашел себе в команду сразу шесть ветеринарных врачей, а другой проблемы с надоями и сохранностью скота объясняет отсутствием ветврача, при этом за шесть лет своей работы не смог хотя бы одного специалиста привлечь и мотивировать остаться на предприятии?

Сергей Левкович не отрицает, что проблема со специалистами действительно существует. Всегда нужны грамотные зоотехники, ветеринары, агрономы.

– По кадровому обеспечению отрасли ставятся принципиальные задачи. В Витебской области, где одно из самых лучших в стране высших учебных заведений – академия ветеринарной медицины, оправдываться исключительно нехваткой кадров просто недопустимо. У нас большое количество квалифицированных специалистов, – считает первый зампред и рассказывает, что определенные подвижки в этом направлении уже есть.

– Нужно точечно отрабатывать этот вопрос. В каждом районе есть специалисты с высшим ветеринарным образованием, которые, например, работают на стройке, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле и других отраслях. Даже если два или три человека из них снова вернутся работать по специальности на сельхозпредприятие, это уже хороший результат. Есть примеры, когда услуги по ветеринарии специалисты оказывают по договору подряда. Не редкость сегодня, когда в аграрную отрасль приходят, поработав в торговле, социальной сфере. Насильно мы никого трудиться не заставим, людям нужны достойные условия: понятный рабочий график, выходные, заработная плата – а это уже зона ответственности руководителя сельхозпредприятия, которую, к сожалению, не все до конца понимают.

В первую очередь от самого руководителя зависит состав и качество его команды, насколько он смог привлечь в организацию молодежь, замотивировать (и не только финансово), вдохновить, если нужно. Критерии эффективности работы аграрного менеджера пропорциональны количеству выданных от хозяйства целевых направлений на учебу и закреплению молодых специалистов после обязательной отработки.

– Главное, чтобы у начинающего агрария было желание работать. Не секрет, что уровень подготовки выпускников разный, многому их нужно учить, где-то направить, вложиться в развитие молодого человека, его компетенций, а иногда достаточно просто по-отечески отнестись. Ведь помимо условий труда и финансовой части важная составляющая – уважительное отношение к специалистам и всем работникам. Только тогда сельское хозяйство станет отраслью для самореализации профессионалов, – резюмирует Сергей Викторович.

Строить дворцы и подбивать клинья 

Большой пласт работы предстоит  по модернизации помещений для содержания скота. В настоящее время имеется большое количество ферм, которые часто расположены на приличном расстоянии друг от друга. Об устаревших «энках» (здания коровников в виде буквы «н») на совещаниях и практических семинарах говорит и Президент, с легкой руки которого современные и технологичные комплексы в прессе начали называть дворцами. У обывателя может сложиться впечатление, что для эффективного животноводства требуются почти царские условия.

– У нас порядка 410 ферм, часть из них нужно просто снести. Организовать там работу в соответствии с современными требованиями практически невозможно. Поэтому идем по пути новых форм организации содержания скота. Строим современные молочнотоварные комплексы. Вводим новые объекты. Есть конкретный перечень сельхоз­организаций, где ведутся или запланированы эти работы. В этом году возводится порядка 14 молочнотоварных комплексов, где создаются необходимые условия для содержания животных, – пояснил эксперт.

Новые комплексы – это не панацея. Главное – насколько эффективно они работают, какие специалисты там трудятся. Результат зависит от конкретного человека, его квалификации, знаний и желания.

– Уже идет повышение компетенций, учебу проводят на базе передовых сельскохозяйственных организаций не только в области и стране, но и за ее пределами, – отметил Сергей Левкович.

«Недвижимость» для крупного рогатого скота – лишь один элемент успешного и экономически выгодного животноводства. Не стоит забывать о профилактике и лечении заболеваний. Тут, к слову, Витебщине повезло: есть серьезная научная школа в академии ветеринарной медицины и налажено производство собственных ветпрепаратов на БелВитунифарме. Но, как гласит крестьянская мудрость, молоко у коровы на языке. От рациона буренок во многом зависит их продуктивность. Обеспечить своими силами полноценный и сбалансированный рацион в условиях рискованного, а в контексте северного региона крайне рискованного земледелия – задача пусть и не со звездочной, но требующая серьезных усилий.

Выйти на стабильный валовой объем производства зерновых 1,1 млн тонн не получается. Ежегодно у нас случаются различные катаклизмы: то засуха, то заливает, то заморозки повредят посевы. А потом всё это и убрать без потерь, когда неделями могут идти дожди, тот еще квест. В таких условиях аграриям работать сложно, но и тут рациональный подход и грамотная аналитика помогают сориентироваться и сбалансировать посевной клин. Сергей Левкович отметил, что акцент надо делать на озимых зерновых (в основном пшеница) и кукурузе. С яровыми зерновыми на Витебщине «подружиться» удается не всем, многое зависит от небесной канцелярии, поэтому их стремятся максимально заменить царицей полей.

– Я думаю, работа, которую сейчас проводим, повысит эффективность и даст положительные результаты в сельском хозяйстве. У Витебской области огромные резервы. Задача каждого из нас – добросовестно выполнять свою работу. Наши люди знают, что нужно делать. А реализовать то, что гарантированно даст результат, – это моя задача, – резюмирует первый зампред облисполкома.

P.S. 

Казалось бы, после такого программного разбора самых болезненных точек агропромышленного комплекса на Витебщине можно было бы ставить точку. Но наверняка найдутся читатели и подписчики, которые на всю эту риторику начнут вспоминать резонансные ролики о несчастных буренках на забытых всеми фермах, о бедственном положении работников сельхозпредприятий, несправедливом отношении и халатности начальства. Аудитория любит такие кадры, они набирают приличное количество просмотров. Авторы нашумевших сюжетов преследуют разные цели: кому-то нужны хайп и активность в комментариях, кому-то – отомстить бывшему или нынешнему руководителю, для некоторых – крик души.

Цепляет ли такая критика в соцсетях и как на нее реагировать, мы тоже спросили у Сергея Левковича.

– Критика в информационном пространстве была и будет. Если используют интернет для манипуляций и решения своих личных вопросов – это одно. Но если критика обоснованна, выявляет и показывает проблемы, то как бы неприятна она ни была, идет на пользу. Когда по делу, то цепляет очень серьезно. Наши люди показывают, что у нас происходит. Отдельные факты не могут не возмущать. Я пытаюсь смотреть в корень проблемы: что мы должны сделать, чтобы в будущем этого не допускать.