Автор: . Дата создания:

Жители Витебщины отдают предпочтение белорусским товарам. Удельный вес отечественных товаров в общем объеме розничного товарооборота официально учитываемой торговой сети составляет 66,2%, что выше, чем по стране. По данному показателю область из года в год стабильно удерживает лидирующую позицию. Наш регион занимает третье место в республике по розничному товарообороту на душу населения. Данные показатели были озвучены на сессии областного Совета депутатов, на которой рассматривался вопрос об организации торгового обслуживания. Последний раз данная тема, как пояснил председатель облсовета депутатов Владимир Терентьев, поднималась в 2010 году, и прошедшее заседание, по сути, подвело итог работы за 10 лет.

– Результаты неплохие, за десятилетие количество торговых объектов увеличилось в 1,5 раза, в развитие инвестировано около 700 млн рублей, – отметила начальник главного управления торговли и услуг облисполкома Ирина Левкович.

В последнее время стремительно завоевывает позиции крупноформатная торговля – значительно выросло количество гипер- и супермаркетов. Наиболее интенсивно инфраструктура развивается за счет сетевых операторов, как республиканских, так и областных. Наряду с вводом крупных магазинов и торговых центров не менее важным для области является открытие объектов шаговой доступности.

Обеспеченность населения торговыми площадями составляет 711 кв. м из расчета на одну тысячу жителей, местами в объектах общественного питания – 42 места. Это выше республиканских нормативов (600 кв. м и
40 мест соответственно). Произошедшие в отрасли преобразования позволили за последние 10 лет вдвое увеличить розничный товарооборот.Витебщина занимает в республике второе место по удельному весу безналичных платежей, которые составляют 43%.

Отрасль вносит значительный вклад в формирование валового регионального продукта области наряду с такими разделами экономики, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, снабжение электроэнергией, газом и паром. Стабильной остается ценовая политика, ежегодно выполняется установленный указом главы государства прогнозный параметр роста индекса потребительских цен.

– В целом предприятия торговли прибыльные, сохраняется тенденция снижения удельного веса убыточных организаций и просроченной кредиторской задолженности, отмечается рост заработной платы. Сегодня, несмотря на непростые экономические условия, внутренний потребительский рынок отличают стабильность и высокая товарная насыщенность, отсутствие дефицита и ажиотажного спроса, – подчеркнула Ирина Левкович.

Но говоря о достижениях в отрасли, нельзя замалчивать существующие проблемы. Это защита потребительского рынка, максимальное присутствие в розничной торговой сети товаров отечественного производства, и прежде всего тех, которые производятся на территории области.

Вторая проблема, требующая пристального внимания, – организация торгового обслуживания населения, проживающего в сельских населенных пунктах. В целях повышения инвестиционной привлекательности развития отрасли в сельской местности был принят Указ Президента Республики Беларусь №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», которым предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы и преференции в части приобретения имущества, уплаты налогов, отмены антимонопольного ограничения на расширение торговых площадей на селе. Витебский областной Совет депутатов одним из первых рассмотрел вопросы применения указа и в отличие от других установил особый режим налогообложения и иные преференции ведения бизнеса для всех сельских населенных пунктов и малых городских поселений. Их у нас 5700, намного больше, чем в других областях.

Однако, как отметила Ирина Левкович, проблема торгового обслуживания в сельских населенных пунктах продолжает быть актуальной. Здесь за последние 10 лет торговые площади уменьшились почти на треть, закрылось 495 магазинов. Это в значительной степени вызвано сокращением численности обслуживаемого населения, а также проводимой с 2017 года облпотребсоюзом оптимизацией организационной структуры и закрытием нерентабельных магазинов там, где проживают менее 200 человек.

В сельской местности будет и далее вестись работа по привлечению субъектов предпринимательства к обслуживанию населения в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь №345. В деревнях планируется продолжить оптимизацию торговой сети, а также расширять практику работы автомагазинов, активно использовать метод продажи товаров по предварительным заказам, другие мобильные формы обслуживания.

Задача органов власти на местах, как исполнительной, так и законодательной, – обеспечить во всех без исключения населенных пунктах области качественный и доступный сервис. Нужно оперативно выработать механизмы государственно-частного партнерства, которые позволили бы не оставить сельчан без товаров первой необходимости, – подчеркнул Владимир Терентьев.

На сегодняшний день торговое обслуживание населения осуществляют более 13,5 тыс. магазинов различных форматов, 76 торговых центров, 55 рынков и 1735 объектов общественного питания. В области зарегистрировано 848 интернет-магазинов, их количество за последние пять лет возросло более чем в два раза. Приоритеты отданы работе с отечественной промышленностью.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.