На место строительства Полоцкой ГЭС доставлены крупногабаритные металлоконструкции для водосливной плотины.
Перевозку сложного груза из Украины успешно осуществили белорусские железнодорожники в сотрудничестве с экспедиторами частной компании «М1 Логистика».
— Я восхищен профессионализмом работников Белорусской железной дороги. Там, где другие ссылаются на трудности, эти люди ищут решения проблем, — сказал генеральный директор ООО «М1 Логистика» Дмитрий Сухов.
Принадлежащая ему компания тоже охотно берется за выполнение нестандартных задач, осуществляя услуги транспортной экспедиции. Ранее для Полоцкой ГЭС была организована комплексная перевозка металлических шпунтов и 70 тысяч тонн щебня. И каждый раз, как отметил Дмитрий Сухов, железнодорожники выступали надежными партнерами, за что им огромное спасибо.
В нашей области, по словам Дмитрия Сухова, есть только три крана, способных поднять такой груз. В данном случае было решено использовать восстановительный поезд Витебского отделения БЖД на станции Полоцк. Девять его работников под руководством начальника поезда Владимира Шарипо справились с задачей быстро и качественно. Конструкции были перегружены на специальный автомобиль, доставивший их к месту строительства ГЭС в районе деревни Лучно — в 10 км от Полоцка.
Как же продвигается реализация проекта?
С верхней обзорной площадки на правом берегу реки открывается впечатляющая картина. Западная Двина, подчинившись воле человека, изменила свой путь и потекла по искусственно вырытому обводному каналу. А на осушенном участке старого русла развернулась масштабная стройка.
Паспорт объекта информирует, что его заказчиком выступает РУП «Витебскэнерго» — крупнейший производитель электроэнергии в Беларуси, на долю которого приходится до 40% ее выработки. Генеральным подрядчиком является одна из ведущих в мире специализированных компаний «ВО «Технопромэкспорт». На рынке энергетического строительства она работает более полувека. За это время было реализовано свыше 400 проектов, а суммарная мощность объектов, введенных в эксплуатацию в 50 странах, превысила 86 млн кВт.
Установленная мощность Полоцкой ГЭС, на которой будет смонтировано пять гидрогенераторов, составит 21,75 МВт. Станция будет ежегодно вырабатывать 111,4 млн кВт/час электроэнергии и обеспечивать ею Полоцкий район. При этом она сэкономит 35 тыс. т условного топлива.
Строительство началось в 2011 году, а завершить его планируется в 2015-м. Прошлогоднее ЧП, связанное с частичным прорывом верховой перемычки дамбы во время весеннего паводка, на сроки сдачи объекта в эксплуатацию не повлияет. Размытый участок был полностью восстановлен в самые короткие сроки.
Сегодня, как рассказал заместитель директора по строительству ГЭС филиала «Полоцкие электросети» РУП «Витебскэнерго» Дмитрий Тарасенко, в котловане ведется строительство основных элементов железобетонной водосливной плотины и самого здания электростанции. Здесь трудится около двухсот человек. Это в основном белорусы — высококвалифицированные специалисты разных профилей. Работы идут круглосуточно и выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией. В них задействованы многие предприятия области. Все участники процесса проявляют высокий уровень ответственности и успешно сотрудничают между собой.
Поставщиком основного энергетического оборудования является чешская компания «Mavel». Помимо сооружения гидроузла, предусмотрено создание новой инфраструктуры и проведение комплекса земляных работ, связанных со строительством водохранилища емкостью почти 100 млн куб. м. Оно необходимо для создания на Полоцкой ГЭС рабочего напора воды высотой 7,7 м.
Одной из главных задач проекта специалисты называют сокращение вероятности неблагоприятного воздействия ГЭС на окружающую среду. Поэтому здесь применяются продуманные технические решения, предупреждающие возможность утечки смазки из механизмов в реку и образования пятен на поверхности воды, использованы энергосберегающие приводные агрегаты с передачами, не требующими замены масла, исключено применение химических составов при обледенении щитов.
Специальным разделом определены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Поскольку долина Западной Двины глубоко врезана в ландшафт, а повышение воды в районе гидроузла при создании водохранилища не превысит уровень весеннего паводка, зона затопления и подтопления сокращается до минимума.
Сам гидроузел, по словам Дмитрия Тарасенко, займет площадь 18 га. Все остальные временно занятые земли будут восстановлены. После завершения строительства проектом предусмотрена рекультивация части территории леса и береговой полосы.
Водная энергия, как свидетельствуют расчеты, – одна из самых дешевых в мире, поэтому ее все активнее используют во многих странах. К примеру, в Новой Зеландии 75% производимой электроэнергии вырабатывается гидроэлектростанциями, а в Норвегии — 99%. Наша республика тоже идет по этому пути.
Строительство Полоцкой ГЭС ведется в соответствии с Государственной программой развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года и является первым этапом в создании каскада из четырех гидроэлектростанций на Западной Двине. В него также должны войти Витебская, Бешенковичская и Верхнедвинская ГЭС. Суммарная мощность станций составит 125-130 МВт.
Реализация этого проекта способствует повышению энергетической безопасности страны и решает важную задачу вовлечения в энергетический баланс возобновляемых источников энергии, позволяет снизить зависимость от углеводородного сырья, закупаемого за пределами Беларуси.
Кроме того, появление каскада ГЭС сделает Западную Двину судоходной. Создание водохранилищ позволит обустроить зоны отдыха, открыть рыбоводческие хозяйства. Все это даст дополнительный импульс для развития туризма и других отраслей экономики региона.