О светлом завтра для белорусов можно спорить до хрипоты, отстаивая тот или иной путь дальнейшего развития страны. Но жить приходится, исходя из экономических реалий сегодняшнего дня.
А они весьма и весьма непростые. Неслучайно на недавнем совещании по актуальным вопросам развития экономики Александр Лукашенко назвал недостаточными принимаемые правительством меры по защите внутреннего рынка и потребовал высокой интенсивности и результативности работы всех руководителей.
Концентрированная оценка главой государства текущего момента изложена в Указе №26 от 26 января 2016 года, которым внесены изменения и дополнения в Директиву №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В документе отмечается, что белорусская экономика не смогла в полной мере среагировать на современные вызовы, обусловленные общемировыми кризисными явлениями, обострением межгосударственной конкуренции и нарастающими противоречиями между интеграционными группировками стран.
В ряду наиболее актуальных задач, над которыми предстоит работать в ближайшей перспективе, – обеспечение сблансированного развития предприятий и повышение эффективности их работы за счет роста добавленной стоимости, увязки объема промышленного производства с сокращением запасов готовой продукции и увеличением экспортных поставок товаров, высокоэффективных инвестиционных проектов, а также улучшение финансового состояния промышленных организаций в целях создания условий для устойчивого качественного экономического роста.
Именно в этом ракурсе рассматривалась работа промышленных предприятий концерна «Беллегпром» на оперативном совещании, состоявшемся на текущей неделе у председателя облисполкома.
Отрасль легкой промышленности Витебщины представляют 11 предприятий. Их доляв общем объеме промышленного производства области (без учета ОАО «Нафтан») составляет 9%. В масштабах республики они выпускают 100% льняных тканей, 98% – ковров и ковровых изделий, 44– обуви, 13 – трикотажных изделий.
С января 2015 года, когда началось резкое падение курса белорусского рубля и кризисные явления в экономике начали нарастать как снежный ком, большинство предприятий легпрома значительно снизили объемы производства к уровню 2014 года. Как доложил председатель комитета экономики Святослав Заровский, в их числе – СООО «Белвест», ЧПУП «Сан Марко», ЧУПП «Витма», УП «Витебский меховой комбинат», ОАО «Знамя индустриализации», ЗАО «Оршанская ПТФ «Свiтанак», ОАО «Витебский комбинат шелковых тканей». Многие год закончили с убытками или существенным ростом затрат на единицу произведенной продукции.
Для объективности отметим, что на фоне общей растерянности наблюдались отдельные прорывы. Например, по сравнению с 2014 годом возросли объемы выпуска льняных тканей (100,6%), форменной одежды (в 4,4 раза), мужских костюмов (в 1,8 раза). Однако экспорт товаров снизили все предприятия концерна, а льнокомбинат при этом еще и нарастил импорт.
Казалось бы, даже самым недальновидным руководителям стало понятно, что в ближайшее время ожидать улучшения экономической ситуации не приходится. Январь 2016-го показал, что ради собственного спасения предприятиями не сделано ровным счетом ничего. Объемы производства в ряде регионов не дотягивают даже до обвального уровня января 2015 года. В частности, в областном центре они снижаются на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод», КУПП «Витебчанка», УП «Витебский меховой комбинат», ОАО «Витебскдрев». В регионах та же проблема: сдают позиции ОАО «Глубокский мясокомбинат», РДУП «Лепельский электромеханический завод», ОАО «Завод «Легмаш» (Орша) и другие.
Чтобы выжить, предприятия должны искать новые рынки сбыта продукции, зарабатывать деньги, требует глава области. Небольшой прирост объемов производства, который демонстрируют с начала текущего года предприятия легпрома, ничего не значит, поскольку возврата хотя бы на уровень относительного благополучия он не дает. С учетом ситуации в экономике сегодня важны не цифры, а показатели, обеспечивающие жизнедеятельность трудового коллектива.
Заслушав директора ОАО «Знамя индустриализации» Андрея Шамшуру, председатель облисполкома указал на ряд моментов, которые не позволяют предприятию добиться экономического благополучия. В первую очередь это неконкурентоспособность продукции по ценовому фактору и отсутствие развитой товаропроводящей сети. Хотя именно сейчас, считает Николай Шерстнёв, сложились благоприятные условия для продвижения отечественной продукции на внутреннем рынке, и важно не упустить время, чтобы расширить присутствие своего товара в различных регионах страны.
Более настойчиво следует продвигать собственную продукцию и ЗАО «Світанак», тем более что она по качеству не уступает импортной, особенно ассортимент детской одежды. Это уже поняли не только белорусские индивидуальные предприниматели, но и частники из Смоленской, Псковской, Брянской областей, которые закупают товар у фирмы. Но надо разворачивать работу шире, сориентировал директора предприятия Людмилу Кузнецову глава области. Необходимо задействовать государственный ресурс для заключения договоров о поставках в Россию, а также в подходах к подготовке кадров для швейного производства.
Параллельно возник вопрос и о привлечении молодежи на ЗАО «Світанак», СООО «Белвест». Несмотря на наличие профильных училищ и финансовую поддержку будущих кадров в период обучения, молодые обувщики и швеи не спешат трудоустраиваться на предприятия. Невысокая зарплата у новичков отпугивает молодежь. Николай Шерстнёв считает необходимым пересмотреть подходы к оплате труда молодых рабочих, подчеркнув, что неправильная кадровая политика неизбежно приведет в тупик.
Оршанский льнокомбинат в масштабах республики является монополистом в сфере производства льняной продукции, что позволяет ему в определенных вопросах преследовать собственные интересы без оглядки на льнозаводы Витебщины. Руководство области не согласно с такой ситуацией и намерено на уровне правительства поднимать вопрос о создании в регионе холдинга, который будет способствовать общей экономической заинтересованности всех структур, занимающихся выращиванием льна, переработкой льноволокна и производством льняных тканей.
Председатель облисполкома подчеркнул, что каждый руководитель должен понимать необходимость полностью использовать имеющиеся мощности и резервы предприятия. В основе работы должны находиться снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности и поиск новых рынков сбыта продукции. Вместе это приведет к эффективности производства, будет способствовать сохранению и развитию предприятий.
Людмила Мышлёнок, главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома.