Автор: . Дата создания:

Вопросы качества, модернизации и производства принципиально новых видов продукции стали ключевыми во время рабочей поездки по Витебской области премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова.

Орша – первый пилотный проект по реанимации проблемных регионов и перезагрузки работы экономики страны в целом. Большой разговор  в городе на трех реках запланирован уже через несколько дней. Президиум Совета Министров выслушает местную власть и руководителей предприятий. От их активной позиции и видения реальных перспектив дальнейшего развития региона будут зависеть окончательные решения, в том числе и по изменению законодательства.

 Оршанщина – в большей степени промышленный район, где сконцентрировано свыше 1300 предприятий. И если по малому бизнесу показатели достаточно хорошие, то у промышленных гигантов, доставшихся  в наследство от СССР, есть ряд проблем. Нужна полная перезагрузка производства. Конкуренция в мире возрастает, экономика переживает нелегкий период,  а время спрессовано до предела. Ситуацией надо владеть, а процессом — управлять. Такое мнение при встрече с руководством области, районов и предприятий высказал премьер-министр.

Дело техники

Не обошел вниманием глава правительства ОАО «Амкодор – КЭЗ» в Толочинском районе. Андрея Кобякова интересовало положение дел не только в цехах предприятия, но и по холдингу «Амкодор» в целом.

Осмотр начался со знакомства с косилками АС-1 и АС-1-01. В 2015 году в стране закончилось финансирование госпрограммы по мелиорации, и на заводе, помимо косилок,  не оказалось востребованной продукции. Тактический ход — производить то, что хорошо реализуется на рынке, оказался верным. Андрей Кобяков интересовался  сегментом продаж машин завода. Косилка входит в самый продаваемый из них — и не только в Беларуси, но и в Европе.

К слову, если стоимость кохановской косилки  – порядка 8 тыс. рублей, то ее немецкого аналога – 33 тыс., а по качеству они вполне сопоставимы. ОАО «Амкодор», по словам председателя совета директоров Александра Шакутина, намерено идти дальше. На предприятии разработаны новые, соответствующие мировому уровню образцы косилок, грабель, ворошилок и прочих машин для так называемой зеленой линии.

 На поток будут поставлены новые экскаваторы и более сложная техника, включая бульдозеры. Уже в августе этого года планируется подписать договор с китайской стороной по созданию на базе ОАО «Амкодор-КЭЗ» совместного предприятия по производству  принципиально новых машин.

ВАЖНО: «Амкодор-КЭЗ» в год производит более 500 наименований различной продукции. Упор сделан на самые современные технологии. Успешно работают специалисты –  конструкторы, технологи, на прорывных участках холдинга трудится молодежь.

– Динамика развития предприятия хорошая, и есть все шансы, что оно станет лидером в производстве данной продукции не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве, – констатировал  премьер-министр.  

Стратегический продукт

А вот в льняной отрасли на первом месте вопросы качества. Государство продолжает инвестировать в модернизацию крупных промышленных предприятий и не прекращает искать стратегию менеджмента и маркетинга в сферах с экспортным потенциалом.

– Все начинается с производства сырья, соблюдения необходимых технологий при выращивании, – отметил Андрей Кобяков. –  Немаловажный фактор – отношения между производителем и переработчиком льноволокна. Темы непростые и поднимаются не первый раз, мы близки к решению этих вопросов. Наилучший выход – создание вертикально интегрированных структур, которые будут заинтересованы в конечном продукте.

 В ближайшее время, как только закончится реконструкция фабрики №2 Оршанского льнокомбината, правительство вернется к обсуждению темы создания холдинга либо иной структуры, которая будет выращивать, перерабатывать, производить и реализовывать готовую продукцию.

– Не во всем есть понимание между поставщиками волокна и нами, потребителями, – заявил генеральный директор РУПП "Оршанский льнокомбинат" Владимир Нестеренко. – Но это единичные заводы, у которых низкие показатели. Наши требования к качеству обусловлены тем, что мы около 80% продукции отправляем на экспорт в Россию, страны ЕС, Америку. Рынок льна достаточно стабилен, сжат, а конкуренция высокая.

В этом году  согласно Указу Президента завершается 2-й этап модернизации льнокомбината. Первый осуществлен в 2014 году – проведена модернизация фабрики №3 с объемом инвестиций в 35 млн евро. Обновили 80% парка технологического оборудования и локально проработали отдельные участки. Модернизация фабрики №2 нацелена на углубленную переработку отечественного волокна средних номеров – 10 и 11,5.

– Чувствуем значительную поддержку правительства, – отметил генеральный директор. –  Предприятию предоставлены льготные кредиты, загрузки волокном предусмотрена госконтрактами. Благодаря этому мы обеспечены сырьем и можем планировать свое развитие. Будем и дальше обновлять производственные фонды,  расширять структуропроводящую сеть. Произвести  сегодня – это полдела, сложнее продать. В планах – модернизация самой старой фабрики №1, где перерабатывается короткое волокно, которое в республике имеет наибольший удельный вес. 

Параллельно с обновлением фабрики №2 завершается модернизация льнозаводов в соответствии с программой развития льняной отрасли.

Все надежды на проект

Рассмотрит правительство и инновационный проект по модернизации ОАО "Оршанский инструментальный завод".

Предприятие застряло в прошлом веке – тот ассортимент продукции, что производится сейчас на устаревшем оборудовании, не востребован рынком. Нынешний штат –  430 человек, а во времена расцвета  было в 5 раз больше,  старожилы помнят, как трудились даже в три смены. Порядка 30 млн долларов – это объем ежегодного импорта режущего инструмента в Беларусь, аналогичного тому, что производит завод в Орше. Однако низкий производственный уровень, отсутствие оборотных средств, общая закредитованность и объемы энергозатрат толкают предприятие к банкротству.

– Сейчас рассматривается вопрос, каким образом правильно структурировать предложенный руководством предприятия  инновационный проект. Обсудим это на ближайшем заседании правительства. И с учетом опыта по модернизации, который мы уже имеем, финансовых возможностей, выработаем наиболее оптимальный вариант,– подчеркнул Андрей Кобяков.

Бизнес-план проекта сейчас проходит согласование в Минпроме. Его реализация предусматривает строительство нового производственного корпуса и закупку оборудования общей стоимостью около 36 млн долларов. Будет освоено и выпущено 400 видов новых конструкций инструмента на уровне европейских аналогов с высокой конкурентоспособностью на рынках Беларуси, стран СНГ и других. Претворение в жизнь проекта  – путь к снижению импорта белорусскими потребителями и увеличению экспорта высокотехнологичного инструмента.

– Кроме того, завод, что немаловажно, будет обеспечивать и занятость, создавать новые рабочие места, –  резюмировал премьер-министр.

Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.