Автор: . Дата создания:

Холдинги попали в эпидерсию. Иначе не назовешь историю, в которую попали две витебские обувные компании из-за подвального помещения. Небрежность в обращении с объектом особого статуса, допущенная при имущественной сделке, держала в напряжении юридические службы предприятий не один десяток лет. На днях экономический суд Витебской области исправил оплошность, защитив право собственности Республики Беларусь.

Как поясняют толковые словари, эпидерсия — это неприятная, нежелательная ситуация. Так бывает почти всегда, когда кто-то теряет бдительность, а другой субъект упускает возможности контроля. Примерно об этом, если вкратце, история конфликта вокруг восьмиэтажного здания на проспекте Людникова в Витебске. В его подвале размещается зал для укрываемых, или объект гражданской обороны. Кстати, элементы убежища выступают из-под земли на газоне в нескольких метрах от многоэтажки. В соответствии с законодательством такое имущество должно находиться исключительно в собственности государства, но здесь оказалось в частных руках. Возвратом его в государственное лоно занималось Госкомимущество. Позиции участников разбирательства в экономическом суде Витебской области выслушали «Витебские вести».

При приватизации фабрики «Красный Октябрь» в 1994 году все государственное имущество предприятия передано в собственность созданного на его базе ОАО. В числе прочего сменил собственника и административно-бытовой корпус со столовой. Только подвальное помещение по причине особого статуса оказалось у акционерного общества в безвозмездном пользовании без права самостоятельного распоряжения. Соответствующий договор, предусматривающий сохранение права собственности Республики Беларусь, заключен с концерном «Беллегпром», который от имени государства управляет таким имуществом. 

Ведущее обувное предприятие стало добросовестным приобретателем имущества, которое не подлежит разгосударствлению и приватизации, должно быть исключительно государственным. 

По версии представителя Госкомимущества, дальнейшие события разворачивались так. Под конец 2003 года ОАО «Красный Октябрь» обратилось в РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» за госрегистрацией здания. Но по каким-то причинам фабрика в числе прочих документов не предоставила договор безвозмездного пользования на объект гражданской обороны. В результате ОАО получило удостоверение о праве собственности на все здание. Иначе говоря, в официальную бумагу заложили «бомбу» с часовым механизмом.

В начале 2004-го «Красный Октябрь» продает администра­тивно-бытовой корпус вместе с убежищем (площадь которого, к слову, составляет около 935 кв. м). Покупателем выступает ОАО «АСБ Беларусбанк». В последующем недвижимость стала предметом сделки купли-продажи между банком и СООО «Белвест». Вот так ведущее обувное предприятие стало добросовестным приобретателем имущества, которое не подлежит разгосударствлению и приватизации, должно быть исключительно государственным, к тому же состоит на соответствующем учете как убежище. «Бомба» детонировала…

Госкомимущество обратилось в экономический суд за защитой права собственности Республики Беларусь на объект гражданской обороны. И тут стали выясняться неприятные подробности. С одной стороны, истец констатирует: «Красный Октябрь» в нарушение законодательства произвел отчуждение здания, в составе которого находился объект гражданской обороны, переданный ему в безвозмездное пользование без права распоряжения. С другой стороны, как недоумевает «Белвест», при оформлении сделки у него отсутствовали сведения о наличии объекта особого статуса, а право собственности компании на здание подтверждено госрегистрацией.

Сведения о том, когда же сработал часовой механизм «бомбы», разнятся. По одной версии, предприятия переписывались по поводу нарушения права собственности на убежище еще в 2006 – 2007 годах. По другой — «Белвесту» об этой ситуации стало известно только в 2012-м…

Изучив материалы дела, экономический суд установил, что объект гражданской обороны находился в безвозмездном пользовании у «Красного Октября» без права распоряжения и не мог быть приватизирован. На основании этого был сделан вывод о том, что спорное имущество с учетом его целевого назначения в силу прямого указания закона относится к собственности Республики Беларусь, однако право собственности на него было необоснованно зарегистрировано за «Белвестом». При таких обстоятельствах заявленное в иске Госкомимущества требование о возврате в госсобственность объекта особого статуса подлежит удовлетворению. Решение экономического суда вступило в законную силу.

Фото из открытых источников.