Если вас нет в интернете, то вас нет в бизнесе. Вряд ли кто-то станет спорить с высказыванием богатейшего человека планеты, основателя компании «Майкрософт» Билла Гейтса. На сегодняшний день присутствие во всемирной паутине – жизненная и коммерческая необходимость для любого производителя или организации. Корреспондент «ВВ» выяснила, насколько эффективно осваивают интернет-пространство субъекты Витебщины, а также узнала, каким должен быть идеальный сайт предприятия, кому и почему нужно покорять «Фейсбук», «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Кликну, а в ответ – тишина
Сразу стоит отметить, что заветам упомянутого выше лидера мирового рейтинга «Форбс» наши земляки следуют. Свои сайты имеют практически все: от крупнейших производителей до детских садов. Дизайн и функционал их значительно отличается – ведь бюджеты и цели создания у всех разные. К примеру, лидер отечественной обувной промышленности «Марко» может себе позволить заказать интернет-страницу у ведущих разработчиков и вложить в ее развитие не одну тысячу условных единиц. И результат, естественно, будет радовать как самого производителя, так и рядового пользователя: представлена вся линейка женской, мужской и детской обуви, есть возможность рассмотреть каждую модель с разных сторон, плюс на сайте всегда можно узнать, сколько стоит понравившаяся пара и, главное, где она имеется в наличии в данный момент. Куда более скромным на этом фоне выглядит сайт того же «Витебскмелиоводхоза»: простая платформа и стандартное оформление, но при этом вся необходимая информация о самом предприятии, оказываемых услугах есть. Очевидно, что минимальные затраты на создание и содержание интернет-страницы вполне соотносимы с ее функцией визитки.
При такой повсеместной интеграции во всемирную паутину вопросы возникают, пожалуй, только к компании Belwest. Сайт предприятия уже несколько месяцев находится на реконструкции и недоступен рядовым пользователям. Самые преданные поклонники этой торговой марки, конечно, могут отыскать любимую обувь в крупных онлайн-магазинах, но хотелось бы ознакомиться с модельным рядом и ценами непосредственно у производителя.
Справедливости ради нужно отметить, что Belwest бесследно не исчез из сети, по-прежнему активно работают группы в соцсетях (только в официальной группе «ВКонтакте» более 16 тысяч подписчиков, для сравнения, у «Марко» их около 1 400). Через интернет-сообщества покупателей информируют о новинках, открытии новых торговых точек и прочих новостях компании. О том, почему не работает официальный сайт предприятия, нам рассказала специалист по маркетингу СООО «Белвест» Наталья Корсакова.
Она пояснила, что страница устарела и по некоторым своим характеристикам стала уступать ресурсам конкурентов и нуждалась в серьезной модернизации. Поэтому и было принято решение закрыть ее на реконструкцию.
– Сейчас над созданием нового варианта работают несколько подрядчиков. Изменится не только дизайн сайта, значительно расширятся его функции – он станет интернет-магазином. Это требует более детальной проработки системы безопасности и технической защиты, а значит, и временных затрат. Поэтому точные сроки ввода нового сайта назвать пока затрудняюсь, – сообщила Наталья Корсакова.
Узнать за несколько секунд
Если верить статистическим данным, то пользователю, чтобы оценить сайт, достаточно нескольких секунд: порядка трех – на общее впечатление и не более шести на поиск необходимой информации. Именно в эти мгновения мы принимаем решение: остаться на странице или покинуть ее. А ведь посещаемость, количество уникальных посетителей и время их нахождения на сайте – одни из главных критериев в эффективности интернет-ресурса. О том, как должен выглядеть и каким задачам отвечать современный сайт, мы попросили рассказать ассистента кафедры «Экономическая теория и маркетинг» ВГТУ Алексея Поташёва. В вузе он преподает студентам и слушателям курсов факультета повышения квалификации и переподготовки кадров дисциплину «Интернет-маркетинг», проводит тематические семинары и интенсивы для работников предприятий региона. Вместе с экспертом мы составили топ-5 условий, которые необходимо учитывать при создании и продвижении сайта.
Цель.
Первое, с чем следует определиться, принимаясь за работу над сайтом, – это то, для чего он, собственно, нужен. Одним достаточно сайта-визитки, другим необходим ресурс, где размещена полезная информация определенного профиля, для розничных продаж – каталог товаров и полноценная интернет-витрина, для оптовых нужны актуальные прайсы продукции, в идеале – синхронизированные с базами наличия изделий на складе.
Дизайн.
Сайт – визитная карточка компании, одно из слагаемых ее деловой репутации. По тому, как выглядит страница в интернете, судят об имидже предприятия в целом. Оптимальный вариант – доверить дизайн профессионалам с художественным образованием, однако не все организации и предприятия могут себе это позволить. Главное – найти баланс: не переусердствовать с оформлением, чтобы за ним не терялся смысл информации, но и помнить, что даже самое полезное и интересное содержание не будет восприниматься, если подать его пользователю «простыней» безликого текста. Алексей Поташёв отмечает, что, как правило, дизайн является слабым местом многих отечественных сайтов. Именно на этой статье расходов заказчики предпочитают экономить или попросту недооценивают ее значимость.
Эргономичность, или юзабилити.
Такими мудреными словами специалисты называют удобство сайта для пользователя. Интерфейс, по-другому карта сайта, должен быть интуитивно понятен посетителю, чтобы не приходилось долго переходить по вкладкам в поисках нужной информации. Наш эксперт озвучил правило «трех кликов» – за три нажатия кнопки мышки мы должны получить, то, что нужно.
Партнерско-маркетинговые отношения.
Этот пункт наиболее актуален для тех, кто с помощью интернета продвигает свои товары или услуги. Преимущество торговли во всемирной паутине – стирание географических границ. Вне зависимости от места проживания или нахождения покупатель может получить доступ если не к вашей продукции, то к информации о ней. Если вы надеетесь на долгосрочное сотрудничество, то необходимо формировать клиентскую базу. Для этого следует создать на сайте форму регистрации.
– Пользователи, которые заполнили все обязательные формы (они варьируются на усмотрение производителя: от адреса электронной почты до даты рождения) получают бонусы в виде скидок и специальных предложений, а вы обретаете конкурентное преимущество – возможность предложить своим потенциальным покупателям продукцию в подходящий для этого момент, – поясняет специалист.
Персональная ответственность.
Согласитесь, печально, когда в поисках новостей компании вы находите сообщение о мероприятии, которое было пару месяцев назад, а встречаются и вовсе «свежие» сведения за прошлый год. Такие, на первый взгляд, мелочи подрывают репутацию сайта, ведь вполне очевидно, что за его обновлением никто не следит. Чтобы такого не произошло, должен быть человек, который будет актуализировать информацию и нести за это персональную ответственность. Расточительно тратить деньги на создание интернет-страницы и пускать ее дальнейшую судьбу на самотек.
Лайк на хлеб не намажешь?
Но даже самый продуманный, удобный и прекрасно оформленный сайт сам по себе не гарантирует успеха. Заинтересованный пользователь, конечно, самостоятельно найдет нужную информацию. Однако современные интернет-технологии позволяют ориентироваться на значительно более широкую аудиторию и сделать так, чтобы об организации, товарах, услугах легко мог узнать любой, у кого есть выход во всемирную паутину. Особенно актуально сейчас продвижение через социальные сети, в которых большинство из нас проводит не так уж мало времени. В таком случае человеку даже не придется делать те самые «три клика»: все необходимое появляется в его новостной ленте. Пользователь переходит на страницу производителя в сети либо обращается к нему в реальности. Активно этот инструмент начали использовать и витебчане.
В «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Фейсбуке» мы нашли тематические странички многих предприятий: «Марко», «Белвест», ОАО «Молоко», «Витебскхлебпром» и др. Причем работа в группах идет полным ходом: количество подписчиков, которые хотят быть в курсе событий, варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч. К примеру, за обновлениями группы «Витебскхлебпром» следят более 3 000 пользователей, предприятие продвигает через соцсети услугу изготовления тортов на заказ, в специальных альбомах можно увидеть фото с вариантами оформления десертов и состава кондитерских изделий. В обсуждениях клиенты оставляют свои отзывы, интересуются сроками изготовления, также на страничке можно найти прайсы, а еще много познавательной и интересной информации. Так, не упустили возможности администраторы группы пропиарить свою продукцию с помощью Николая Валуева, выставив его фото с караваем с областных «Дажынак» в Сенно.
Оценили преимущества продвижения собственной продукции через соцсети, причем даже на зарубежные рынки, и на Оршанском льнокомбинате. Как сообщили «Витебским вестям» в отделе рекламы предприятия, работа в этом направлении началась относительно недавно: в штате появился сотрудник, который ведет тематические профили комбината сразу в шести онлайн-сервисах: публикует новости, формирует лояльную аудиторию. Несмотря на довольно малый срок присутствия в соцсетях, эта деятельность уже приносит результаты. Так, видеоролик, когда Президент вручает в подарок Стивену Сигалу плед, изготовленный на Оршанском льнокомбинате, просмотрели почти полторы тысячи раз за месяц. Одним из первых, кто поставил лайк витебскому льну на русском «Фейсбуке», стал дизайнер Егор Зайцев, сын знаменитого российского кутюрье Вячеслава Зайцева. Вполне ожидаемо востребованной оказалась информация и в англоязычной версии соцсети: на связь с предприятием вышли более 50 клиентов. Специалисты отдела рекламы сейчас подключают к активности в «Фейсбуке» торговые представительства в Таллинне и Варшаве. И если говорят, что спасибо на хлеб не намажешь, то даже один лайк может принести вполне ощутимую пользу.
Фото Дмитрия Осипова