Автор: . Дата создания:

До конца 2019 года фирменная торговая сеть «Золотой колос» из Толочина планирует открыть четыре магазина в сельской местности, доведя до 25 общее количество собственных объектов розницы. За 20 лет непрофильный актив известного местного элеватора, стартовавший с ларька на рынке райцентра, превратился в искушенного ритейлера, с которым вынуждены считаться национальные торговые сети при освоении толочинского края.

«Золотой колос» в последнее время «вырастает» на месте не приспособленных для торговли помещений, к тому же требующих больших вложений в ремонт и модернизацию, в том числе инженерной инфраструктуры. Репутация не позволяет экономить на комфорте покупателей, так что к реконструкции подходят основательно. Вот и открытый недавно новый магазин в агрогородке Жукнево получился светлым и уютным, отмечает начальник торгового отдела УП «Толочинский Элеватор-Агро» Марина Жорова.

— Мы предпочитаем создавать компактные, небольшие по площадям магазины. К такому формату пришли опытным путем, как и к убежденности в том, что с товаром надо работать, что называется, с колес, обеспечивая высокий его оборот. Тогда покупатель уверен, что в «Золотом колосе» можно всегда купить свежие продукты, а такая репутация дорогого стоит, — пояснила нюансы отлаженных бизнес-процессов Марина Владимировна. — В торговом подразделении работают профессионалы своего дела, постоянно повышают квалификацию, участвуют в выставках и конференциях, перенимают опыт у конкурентов.

НАДО ДРУЖИТЬ С ЭКОНОМИКОЙ 

Когда в 1997 году директор элеватора Александр Пашурин увидел возможности для преодоления непростых текущих финансовых проблем элеватора именно в торговле, вряд ли подразумевал такой результат. Тогда было все просто: в небольшой ларек завозился товар, которым партнеры рассчитывались за услуги хранения.

Как известно, мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Популярность торгового объекта росла в геометрической прогрессии. Динамика вдохновила Александра Анатольевича на принятие стратегического решения — целенаправленно заняться розницей. Первая стационарная точка открылась в административном здании элеватора в 1998 году. Затем в Коханово на базе бывшего комбината бытового обслуживания появился первый основательный магазин площадью более 100 кв. м, еще через полгода — аналогичный объект вдобавок с промышленной группой товаров.

Расширение сети сначала в райцентре, потом на селе происходило по схожему сценарию. Жители массово обращаются по инстанциям с просьбой открыть у них магазин.

— Мы анализируем ситуацию, видим потенциал спроса и заходим туда при появлении возможностей для развития, — поясняет Марина Жорова. — Сейчас уже понятно, что добиться ведущего положения в регионе помогла правильно выбранная стратегия. И еще один рецепт успеха — надо дружить с экономикой. Возможно, положительно на имидж сработала и торговая марка, которая сегодня уже стала брендом.

На данном этапе акцент в развитии «Золотой колос» делает на сельских населенных пунктах. Местное райпо вошло в процедуру банкротства, поэтому большие сельские территории лишились торгового обслуживания. Положение сильного ко многому обязывает и накладывает дополнительную ответственность, так что «Золотой колос» решил пойти в глубинку. Альтернативой было возведение первого крупноформатного объекта в райцентре, но пока решено отложить проект.

В УСЛОВИЯХ ДИКТАТУРЫ БОЛЬШИХ ИГРОКОВ 

На эксперименты с форматом толочинская сеть отважилась из-за усиления конкуренции  на местном рынке. Несколько лет назад в райцентр пришел «Евроопт». На подходе — торговая сеть «Санта Ритейл», готовая осваивать большие торговые площади. Тем не менее менеджмент «Золотого колоса» уже сегодня может на бизнес-конференциях делится опытом, как небольшим сетям конкурировать с гигантами.

Например, «Евроопт» начинал работу в районе в стандартном формате супермаркета. Через некоторое время им пришлось перепрофилироваться и перезапускаться под вывеской «Хит-экспресс».

Крупнейший ритейлер вынужден был мимикрировать во многом именно из-за конкуренции со стороны «Золотого колоса», который постоянно работает с низкими ценами. Причем местная торговая сеть не практикует рекламные акции и не предлагает скидочные программы. Она изначально формирует цену товаров с большими скидками, при этом закладывает минимальную торговую надбавку. Предложение низких цен позволяет делать оригинальная бизнес-модель «Золотого колоса». Ее ключевой аспект можно описать так — работа в паре с элеватором. Такой тандем обеспечивает необходимый запас прочности каждому из его участников. А приход сильных конкурентов дает возможность перенимать опыт и технологии.

Работники структурного подразделения и магазины «Золотой колос» не питают иллюзий — конкуренция будет только нарастать. Впрочем, любой бизнес начинается с двух вопросов: чего не хватает людям и в чем ты сильнее других. Одним из основных преимуществ толочинского ритейлера остается знание местности и покупательских предпочтений. И здесь «Золотой колос» пока остается в более выгодном положении. А географический фактор для движения вперед в бизнесе сегодня не имеет решающего значения. Между прочим, штаб-квартира крупнейшего мирового ритейлера Walmart расположена в небольшом американском городке Бентонвилл (штат Арканзас) с населением порядка 40 тысяч. Чем не вдохновляющий пример для развития?

Фото Дмитрия Осипова