За минувший год Верхнедвинский маслосырзавод расширил объемы и географию экспорта, а в нынешнем уже успел пополнить копилку своих наград на престижной международной выставке.
С золотой медалью и дипломом первой степени за сыры «Маасдамер» и «Старый монах» с ароматом топленого молока вернулись представители предприятия с XXIII Международной выставки продуктов питания «Продэкспо-2016», которая проходила в феврале в Москве. Кроме того, там же дипломом второй степени был отмечен сыр «Пармезан выдержанный» – одна из последних новинок премиум-класса со сроком выдержки 12 месяцев. Стоит отметить, что конкуренцию в конкурсе-дегустации белорусскому производителю составляли крупные компании, в том числе из стран, известных своими вековыми сыродельными традициями, – Франции, Италии, Голландии, Бельгии и Германии. Выражали почтение верхнедвинским технологам и российские коллеги, отмечая, что им есть чему поучиться у белорусов.
Впрочем, что касается Верхнедвинского маслосырзавода, то у него есть чему поучиться и некоторым отечественным предприятиям, здесь впору выпускать пособие «Как выживать в непростые экономические времена». Конечно, не все так безоблачно на верхнедвинском молочно-сырном горизонте, но тут четко знают, что сейчас как никогда не обойтись без мобильности, коммуникаций, а главное – ответственности за результаты своего труда, за качество продукции. В итоге за прошлый год, который по многим ударил, этому заводу удалось нарастить объем производства продукции и поставок ее на экспорт. В цифрах это выглядит так: в 2015м выпуск сыров к 2014-му составил 115,4%, сухой деминерализованной сыворотки – 116,1%, экспорт сыров вырос в натуральном выражении на 67%, масла – на 9%, сухой сыворотки – на 8%. Кроме того, освоены новые рынки сбыта: Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, значительно расширена география поставок в регионы Российской Федерации.
– Да, год был непростым, но мы смогли устоять. Безусловно, этому способствовали проведенная ранее модернизация, постоянное освоение новых видов продукции, поиск инновационных решений и жесткий контроль за качеством, – отмечает генеральный директор ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» Петр Лавринов.
То есть средства, несколько лет назад вложенные в модернизацию, в частности, установку высокотехнологичных линий по выпуску сыров, сухой деминерализованной сыворотки и возведение нового цеха по производству масла, себя еще как оправдали. Такая техническая комплексация позволяет сегодня выпускать конкурентоспособную продукцию, удовлетворять запросы потребителей. Так, в последнее время предприятие освоило производство элитной линейки аналогов традиционных европейских сыров: голландских «Гауда», «Эмменталер», швейцарского «Маасдамер», итальянских «Асьяго», «Пармезан». Налажен выпуск сыров с наполнителями тмин, паприка, чеснок, грецкий орех. Совершенствуется и фасовка. Теперь верхнедвинские сыры можно увидеть на полках магазинов тертыми в упаковке дой-пак, появились плавленые сыры в стаканчиках с наполнителями, а также головки сыров в латексном покрытии, которое дает эффект созревания продукта, будто в яичной скорлупе, именно по такой технологии упаковываются европейские сыры.
При производстве продуктов многое, конечно, зависит от качества молока. Но здесь надежное плечо подставил район.
– У нас хорошо развита собственная сырьевая зона, ведь благодаря грамотному подходу местной власти Верхнедвинский район по производству молока занимает лидирующие позиции в области. К нам оно поступает в основном из 14 предприятий агропромышленного комплекса. Больше всего поставляют «Прудинки», «Шайтерово» и «Дрисенский», которые своими достижениями известны далеко за пределами региона. Почти 16 тонн молока в сутки, причем только экстра-класса, получаем от УПП «Ужица-Агро», которое стало нашим филиалом и где мы своими силами провели реконструкцию животноводческих ферм, построили новый роботизированный молочно-товарный комплекс. Качество сырья проверяем при поступлении на завод, так что некондиция не пройдет, в этом можете быть уверены, – отмечает Петр Петрович.
Как свидетельствует день сегодняшний, произвести – это еще не все, нужно уметь продать готовую продукцию в условиях достаточно высокой конкуренции. И желательно завоевать позиции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Как Верхнедвинскому маслосырзаводу это удается? Во-первых, отмечает генеральный директор, на предприятии слаженно и творчески работает маркетинговая служба, ведется активная деятельность по продвижению бренда. Во-вторых, завод старается участвовать в ярмарках, выставках, конкурсах – как республиканских, так и международных, и это дает должный эффект. К примеру, в сентябре прошлого года представители маслосырзавода побывали на белоруской торговой выставке-ярмарке в рамках второго Форума регионов Беларуси и России в Сочи, где было реализовано свыше тонны сыра и сливочного масла, в том числе аналоги сыров элитной европейской группы, которые в соседней стране попали под действие продуктового эмбарго. И, конечно, за брендом должен следовать ожидаемый продукт и даже лучше, для чего необходимо постоянно совершенствовать.
– Развитие предприятия невозможно без постоянной модернизации, – уверен Петр Лавринов. – Поэтому на ближайшие годы разработан перспективный план, которым предусмотрено расширение цеха по выпуску сыров, увеличение мощностей по их фасовке за счет внедрения в производство слайсерной нарезки с фиксированным весом и автоматической станции взвешивания. В разработке находится вопрос совершенствования оборудования цеха сушки сыворотки cо степенью деминерализации 90% с более высокой добавленной стоимостью. И несмотря на трудности, мы намерены воплотить эти планы в реальность.
Фото Ольги Масловской.