Высокотехнологичный автоматизированный немецкий пресс производит около 180 тыс. таблеток в час (50 – в секунду!), при этом их качество контролируется фотоэлементами, и в случае фиксации недостатков тут же идет отбраковка. Впрочем, инновационное оборудование – важный, но не основной фактор успешности витебского ООО «Рубикон». Главный драйвер его развития – коллектив единомышленников с правильной мотивацией.
В этом убедился председатель облисполкома Николай Шерстнёв при посещении предприятия в конце прошлой недели. Объект выбран неслучайно и красноречиво подчеркивает неоднократно высказываемый главой области тезис о том, что сегодня для успешной конкуренции нужно культивировать высокотехнологичный бизнес. «Рубикон» – как раз из этой сферы.
Компания, которая начинала в конце 90-х прошлого века с ветеринарии, последние 10 лет активно инвестирует в производство лекарственных препаратов на одной из площадок в областном центре и уже входит в семерку крупнейших отечественных игроков фармрынка по объемам продаж. Экскурс в его историю убеждает: для создания инновационной экономики первостепенное значение имеет грамотная настройка человеческого ресурса, а не денежная бомбардировка по отраслям.
На данном этапе «Рубикон» делает акцент на препаратах, вышедших из-под патентной защиты (дженериках), но свое будущее связывает исключительно с оригинальными лекарственными средствами.
Компания располагает научно-исследовательской лабораторией, оснащенной оборудованием ведущих мировых производителей, является участником первого в Беларуси фармацевтического кластера "Медицина и фармацевтика – инновационные проекты", за счет чего рассчитывает усилить взаимодействие с учеными Витебского государственного медуниверситета по разработке препаратов.
К слову, сегодня в сотрудничестве с областным клиническим специализированным центром завод первым в стране осваивает выпуск геммороидальных суппозиториев, причем по качеству, как утверждают специалисты-практики, новинки превосходят аналогичные препараты ряда лидеров фармрынка. Ежегодно "Рубикон" направляет на исследования и разработку около 40% чистой прибыли.
– Сейчас нас интересуют уникальные препараты, с которыми можно выходить на мировой рынок, и текущая работа коллектива направлена на создание финансовой базы для прорыва, – так емко изложил стратегию предприятия его директор Виктор Фарбер. – Для этого параллельно с наращиванием собственных исследовательских компетенций мы ищем интеллектуального инвестора, обладающего знаниями, опытом и идеями, необходимыми для прорывного развития производства.
В этом направлении «Рубикон» может полностью рассчитывать на помощь и поддержку областных властей, подчеркнул Николай Шерстнёв.
– Недавно интерес к сотрудничеству с Витебщиной в фармацевтической отрасли проявила румынская компания, это серьезный производитель с репутацией на европейском рынке и опытом работы в России. Пока прорабатываются возможные варианты нашего взаимодействия, так что если вас заинтересует эта инициатива, то можете подключаться к переговорам, – предложил председатель облисполкома.
Кроме того, государство готово подставить плечо отечественному бизнесу и на внешних рынках, лоббируя его интересы за рубежом. «Рубикон» изначально создавался как экспортоориентированное предприятие, поэтому тема продвижения белорусской продукции за пределы страны для него очень актуальна.
Что касается ближнего зарубежья, то одним из самых весомых сдерживающих факторов для всех белорусских компаний является затягивание объединения фармацевтических рынков стран Таможенного союза, которое в очередной раз отодвигается – теперь на конец 2016 года.
– Речь идет о взаимном признании регистрационных досье на лекарственные средства, то есть если предприятие регистрирует в Беларуси новый препарат, то автоматически получает доступ с ним и на рынки всех государств Таможенного союза, – пояснил Виктор Фарбер. – Если в ветеринарии такое объединение произошло сразу, то в фармацевтической отрасли пока откладывается, в связи с чем «Рубикон» пока не присутствует в России, ожидаем принятия единых правил работы в странах-партнерах по союзу.
Впрочем, пока не устранены сдерживающие факторы на востоке, предприятие активно прорывается в азиатский регион. А главное – выходит на низкий старт в европейском направлении.
Европа – это та цель, ради которой все мобилизуется. Плацдармом для ее освоения определена Болгария, так как растущие рынки стран Восточной Европы наиболее открыты для дженериков. В ближайшее время планируется завершить аттестацию производства на соответствие европейскому стандарту GMP (надлежащей производственной практики), накануне специалисты из Германии провели сертификационный аудит.
И несмотря на высокую стоимость входа на западный рынок, компания оптимистично оценивает свои тамошние перспективы. Залогом служат современная организация производства, гибкие модели управления, грамотный менеджмент и четко расставленные приоритеты бизнеса, для которого человеческий фактор является ключевым. По ходу беседы с главой области Виктор Фарбер не раз делал акцент на уникальности коллектива предприятия, объединяющего около 250 специалистов.
Для того, чтобы создавать новые знания, обеспечивать технологическую конкурентоспособность, надо формировать определенную корпоративную культуру, которая этому способствует. И здесь уровень зарплаты (по итогам первого квартала она превысила 14 млн рублей), весомый социальный пакет, в том числе медицинская страховка, лишь существенные, но не основные факторы. Костяк “Рубикона” составляют выпускники витебских вузов, мотивированные на расширение профессиональных возможностей и достижение новых целей
Фото Антона Степанищева.