Автор: . Дата создания:

14 июня — День работников легкой промышленности.

В условиях высокой турбулентности на рынке ОАО «Знамя индустриализации» озаботилось решением тактической задачи любой ценой сохранить производственный потенциал и удержать свои позиции на вешалках в магазине. Ряд негативных явлений во внешней среде хотя и лишил предприятие удовольствия экспериментировать с собственным будущим, но не отбил способность удивлять. Известный производитель мужской верхней одежды готов изумлять своей продукцией и женщин.

Недавно «ЗИ» принимало поздравления с очередной победой в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь», которая присуждена ему за новинки мужских моделей пальто и пиджака изо льна. Достижение получило хорошую прессу и еще раз подтвердило: фабрика умеет и любит одевать сильную половину человечества. Предприятие с советским прошлым постоянно демонстрирует мобильность, но не изменяет сформированной еще в прошлом веке привычке, суть которой проста: сосредоточенность на качестве.

Впрочем, для директора акционерного общества Андрея Шамшуры стратегически более значимые события случились чуть раньше в Минске на XXXVI Международной выставке-ярмарке «БелТЕКСлегпром. Весна – 2015». Там в экспозиции витебский производитель сделал акцент на новинках женского ассортимента, в том числе коллекции изо льна, которые восторженно приняли торговые организации. В результате фабрике удалось диверсифицировать сотрудничество с национальными торговыми сетями, в частности, договориться о партнерстве с ритейлерами «ГИППО» и «Евроторг».

Консерватизм как фактор риска

Ежегодно предприятие разрабатывает до 500 моделей, а потенциал по объемам производства сохраняется на уровне 30 тыс. единиц в месяц. До последнего времени основу ассортимента составляла мужская верхняя одежда. Но специфика потребительского поведения сильной половины человечества (частота покупок, объем гардероба и т.д.) не способствует процветанию производителя, особенно в условиях нестабильности на основных рынках. Дополнительное напряжение также внесла необычно теплая для осенне-зимнего сезона погода. Именно эти факторы и вынудили фабрику изменить ассортиментную политику, отдавая предпочтение более благодарной женской аудитории. В результате «ЗИ» вывело на рынок несколько коллекций верхней одежды и трикотажных изделий для прекрасных дам. В этом году удалось значительно активизировать работу с льняными тканями из Орши. Понятно, что оттачивалось мастерство в льняной теме на мужском гардеробе — выпустили пиджаки, брюки, шорты. Когда же пришел успех, то было решено развивать и женское направление (платья, сарафаны и т.д.). Справедливости ради стоит сказать, что мужчин предприятие не забывает, постоянно обновляет модели, среди новинок — изделия из вареной шерсти (материал обладает свойствами трикотажа, это дает возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке). Впрочем, по признанию Андрея Шамшуры, с новациями приходится осторожничать и действовать с оглядкой на реакцию потребителя. Непростые экономические условия фактически лишили фабрику права на риск в ассортиментной политике, вынуждая делать ставку исключительно на гарантированный спрос. Тем более что торговля не стремится разделить коммерческие риски с производителем.

Еще одной интересной темой, к разработке которой вплотную подступается «ЗИ», является сотрудничество с учреждениями образования на условиях индивидуального заказа. Многие учебные школы хотят видеть своих подопечных в форме, которая выделяла бы их среди ученического сообщества. Так что сегодня они вместе с производителем вырабатывают четкий алгоритм взаимодействия в этом направлении.

Достучаться до сетей

«Знамя индустриализации» реализует собственную продукцию в основном на внутреннем рынке, где пытается удержаться и за счет корректировки сбытовой политики. Если до недавнего времени изделия витебского производителя можно было приобрести в торговых центрах Минска, а также универсальных магазинах всех областных центров, то сегодня он заходит и в крупные розничные сети. «Это очень перспективный канал сбыта, но мы отдаем себе отчет в том, что будем интересны сетям только тогда, когда наш товар будет продаваться», — отмечает Андрей Шамшура. И если по качеству, конструктивным решениям, модельному ряду фабрике удается быть актуальной, то в ценовой политике еще предстоит поискать резервы. В сотрудничестве с сетями «ЗИ» сделает ставку на те модели, которые будут иметь стабильно высокий оборот. Кроме того, производитель готов работать с ритейлерами по выпуску изделий под сетевыми торговыми марками — это стабильный заказ, гарантированная выборка и реализация товара, уверен директор.

Дополнительные возможности для корректировки каналов сбыта кроются в развитии кооперации с интернет-магазинами.

— Интернет-торговля ­­— очень интересная и активно развивающаяся отрасль, мы не хотим быть в стороне и сейчас прорабатываем возможность заключения договора с одним из представителей этого бизнеса, — уточняет Андрей Шамшура. С оговоркой: условия сотрудничества достаточно жесткие, но необходимо заниматься всем, что будет работать на конечный результат. Даже если первый подобный опыт окажется неудачным, то в любом случае получишь бесценные знания, которые позволят эффективно поработать над ошибками, усовершенствовать продукт, внести изменения в производственную политику, считает директор.

В борьбе за рентабельность

Работа по модернизации на «ЗИ» выстраивается по двум основным направлениям. При планировании технического перевооружения руководство отдает предпочтение внедрению универсального оборудования с наличием дополнительных опций и функций, что наиболее эффективно в условиях постоянного обновления ассортимента. В ближайших планах — модернизация основного швейного производства и раскройного цеха. Сейчас завершается проработка технического обоснования и источников финансирования. Ранее на предприятии были установлены современные специализированные линии влажной тепловой обработки и ряд другого оборудования.

Вторым и не менее значимым направлением модернизации является работа по повышению эффективности системы управления, грамотная настройка человеческого ресурса, что в конечном итоге должно положительно сказаться на себестоимости продукции.

— Сейчас проводится анализ функции структурных подразделений с последующим выходом на оптимизацию управленческой составляющей производственной деятельности, а на перспективу рассматривается возможность внедрения бюджетирования — в упрощенном изложении это такая система организации работы, когда каждая служба будет действовать в условиях определенного бюджета на год, — пояснил директор.

Конечная цель любых преобразований – повышение рентабельности производства и конкурентоспособности продукции. Для предприятия создание востребованного продукта сегодня — это работа на развитие завтра. Как признается Андрей Шамшура, начало года выдалось архисложным в целом для легкой промышленности и для фабрики в частности. Лишь неимоверными усилиями всего коллектива удалось не допустить остановки производства. Теперь, максимально затянув пояса, приходится выстраивать производственную политику исходя из текущей ситуации, которая пока далека от стабилизации. Сюда же добавилась задача по восстановлению оборотных средств, вымытых из-за курсовой разницы на основных рынках присутствия продукции «ЗИ». Именно поэтому директор делает ставку на гарантированные заказы, работу на давальческом сырье и не скрывает скептицизма, отвечая на вопрос по поводу возможности наращивания объемов собственной продукции. Сейчас предприятие полностью обеспечено заказами на два квартала, завершается формирование производственной программы до конца года и первый квартал 2016-го. Так что 85-летний юбилей, который грядет в ноябре текущего года, фабрика рассчитывает встретить в хорошей производственной форме, уверенно чувствуя себя в качестве регионального производителя, сохранив технологический и кадровый потенциал.

Фото Сергея Кочетова.