Автор: . Дата создания:

В этом году в Витебской области построено шесть лесохозяйственных дорог — в Верхнедвинском, Дисненском, Лиозненском, Ушачском и Шумилинском лесхозах – общей протяженностью 27 км. По этому показателю мы занимаем лидирующие позиции в стране. Как прокладывают дороги в лесу, корреспондент «Витебских вестей» узнала, побывав в Витебском и Лиозненском лесхозах.

Как строят? 

Три основных вопроса на стадии проектирования лесохозяйственной дороги – это экономическая целесообразность строительства, сколько будет вырублено древесины в зоне планирующейся дороги, почему ее стоит проложить в том или ином месте.

Одна из таких востребованных дорог сегодня строится в Осиновском лесничестве Витебского лесхоза. В эксплуатацию ее сдадут в начале 2021 года, она станет продолжением предыдущей, построенной в 2016-м.

– Строительство здесь еще одной дороги очень важно. Во-первых, мы находимся неподалеку от Республиканского клюквенного заказника «Чистик», дорога позволит лесной охране больше времени уделять контролю этого места, предотвращать лесные пожары и нарушения природоохранного законодательства. Во-вторых, дорога обеспечит для Витебского лесхоза проведение запланированных рубок в этой части лесного массива. За время ее эксплуатации будет заготовлено порядка 32 тысяч кубометров ликвидной древесины, – рассказал главный лесничий Витебского лесхоза Дмитрий Збуржинский.

Для будущей дороги сначала вырубают древостой по нужной ширине, выкорчевывают пни, перерабатывают их в щепу. Далее засыпают земляное полотно из песка, после чего происходит устройство дорожной «одежды». А чтобы дорога проветривалась, просыхала и ее можно было беспроблемно эксплуатировать в любое время года, устраиваются обочины и строятся трубопереходы.

– На одном из участков этой лесохозяйственной дороги было запроектировано устройство сланей. То есть на болотистой труднопроходимой местности укладывался лес поперек дороги, и на него стелился геотекстиль, после чего устанавливалось земляное полотно, чтобы грунт не проседал, – пояснил Дмитрий Збуржинский.

Протяженность дороги составит 4,5 км, а ширина дороги вместе с обочинами – 5 м. Строительством лесохозяйственной дороги в Осиновском лесничестве занимается ГП «Витебское АТП мелиоводхоз». За правильность работ отвечает мастер Александр Никитенко.

– В данный момент я слежу за тем, чтобы слой дорожной «одежды» был 18 сантиметров. Сейчас финальная стадия работы – мы засыпаем песчано-гравийную смесь и щебень фракции 20 – 40, – сообщил Александр Никитенко.

В настоящее время в Витебском лесхозе функционируют три лесохозяйственные дороги в Мошканском, Лосвидском и Осиновском лесничествах. На ближайшую перспективу запланированы еще столько же – две в Скрыдлевском лесничестве и одна в Рубовском общей протяженностью около 15 км.

Большая польза

У начальника лесопункта Лиозненского лесхоза Владимира Клименко работа разъездная. Он выбирает участки под рубку главного пользования, подбирает их для лесопункта и для частных организаций, которые оказывают услуги по заготовке древесины.

– Для нашего региона лесохозяйственные дороги – значимая составляющая эффективной работы. У нас преобладают глинистые и торфянистые почвы, поэтому важно, чтобы были хорошие подъезды к лесосечному фонду. Чем больше будет построено дорог, тем лучше, ведь есть еще неосвоенные и труднодоступные массивы, – подчеркнул Владимир Клименко.

Недавно возле деревни Горелики в Лиозненском опытно-производственном лесничестве была построена лесохозяйственная дорога протяженностью 3 км.

С июня до конца сентября она использовалась для транспортировки древесины.

– На строительство дороги было затрачено почти 950 тыс. рублей. В течение пяти лет вложения полностью себя окупят, – сообщил главный лесничий Лиозненского лесхоза Александр Минаев.

Уже за период с июня по сентябрь выручка от реализации сырья на экспорт и внутренний рынок составила порядка 150 тыс. рублей.

– У нас много лиственных пород деревьев: ольхи, березы, осины – более 200 тысяч кубических метров. Деревья произрастают на богатых влагой почвах, поэтому 30% – это труднодоступная лесосека, а строительство лесохозяйственных дорог обеспечивает нам более эффективное, качественное выполнение работ по заготовке, вывозке древесины и, соответственно, помогает в охране, защите лесного хозяйства от вредителей, болезней и пожаров, – рассказал Александр Минаев.

Не только сотрудники леса говорят о пользе лесохозяйственных дорог, но и сельчане. Георгий Дементей, житель деревни Осиповщина Лиозненского района, – заядлый грибник и охотник, уже 52 года охотится в местных лесах, некоторые участки знает как свои пять пальцев.

– Мне нравится, что в лесу строят дороги, – можно нормально подъехать или пройти к нужному месту. Лес становится более открытым для нас, – отметил Георгий Дементей.

К слову, в Лиозненском лесхозе активно работают над расширением транспортной сети, чтобы открыть путь к стратегически важному ресурсу. Скоро завершится задельная дорога длиной более 3 км в одноименном лесничестве. И уже готовится проект на очередную дорогу почти такой же протяженности. Таким образом, данный лесхоз станет в области вторым по количеству запланированных к строительству в 2021 году дорожных километров.

Лидером же обещает стать Лепельский лесхоз, дорожная сеть которого должна прирасти за ближайший год почти на
12 км. Всего же в 2021-м Витебское ГПЛХО планирует построить порядка 38 км вводных и свыше 8 км задельных лесохозяйственных дорог. И это явно не предел для тех, кто стремится развиваться и расти.

Фото Алёны Колосовой.