Автор: . Дата создания:

В чем заключается уникальность древесно-кустарниковой коллекции дендросада Глубокского лесхоза, созданной в 60-х годах прошлого века? Помнят ли глубочане человека, подарившего эту красоту, и какова судьба уготована ей? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, наш корреспондент отправилась на прогулку по зеленеющему саду, который ботаники в шутку и всерьез называют «планетой в миниатюре».

Отдельная глава  в летописи края

Глуботчина славится красотой первозданной природы, самобытной культурой, памятниками истории, архитектуры, археологии. В районе 106 озер, пять из которых в городской черте. В водной глади озера Шо, по мнению ученых, расположен географический центр Европы. Озеро Долгое славится своей глубиной (около 54 метров), а Гиньково – непривычными для здешних мест карстовыми пещерами. Но дендросад, в разработке проекта которого участвовали сотрудники Института биологии Академии наук БССР, – отдельная, уникальная глава в летописи края.

Расположен он в 2,5 км от Глубокого. Дендрологический сад – второй по величине и видовому разнообразию в Беларуси после минского Центрального ботанического сада. С 1991 года он является памятником природы республиканского значения.

Идея создания этой красоты принадлежала инженеру по лесным культурам Виктору Ломако, который 25 лет проработал в лесхозе начиная с 1946 года. Заслуженный лесовод Республики Беларусь в феврале 2003-го был посмертно удостоен звания «Почетный гражданин Глубокского района».

В 1963 году работники лесхоза приступили к первым плановым посадкам. При закладке сада использовали сочетание разных стилей. Об этом свидетельствуют величественные аллеи и небольшие дорожки, размещение биогрупп растений по 12 секциям, устройство водоемов и другие элементы ландшафта. Только живая изгородь сада составляет 26 тысяч кустарниковых растений общей протяженностью 4,6 км!

Аборигены и интродуценты в одном саду

Зачем в пригороде Глубокого нужен был дендрарий, для комплектования которого более половины исходного материала привезли из Центрального ботанического сада?

– Он создавался для изучения возможностей роста в местных условиях технически ценных и декоративных деревьев, кустарников для внедрения их в лесное хозяйство и озеленения, – отмечает директор Глубокского лесхоза Сергей Гайдук. – Условия произрастания древесных растений на Глуботчине значительно отличаются от других, более южных районов республики. В этом и заключается ценность дендрологического сада. В данной климатической подзоне ему нет равных.

На входе в дендросад стоит большой камень выше человеческого роста. Установлен он был полвека назад, когда завершилась закладка сада. На камне написано: «Дендросад заложен Глубокским лесхозом в 1963 — 1967 годах в честь 50-летия Октября».

Затем дорога расходится в три  стороны, каждый посетитель вправе выбрать для себя подходящий маршрут по указанной схеме. Но обычно все идут прямо. Исключение делают лишь в начале лета, сворачивая направо к вечнозеленому рододендрону катевбинскому, высота которого достигает 2 метров. Причем в диаметре он еще больше. Уроженец Северной Америки отлично прижился на новом месте. Огромные цветки собираются в плотные соцветия сиренево-пурпурных оттенков – красота, которую сложно не заметить.

По словам мастера дендрологического сада Дарьи Кротовой, на площади 8,2 га собрано свыше тысячи экземпляров древесно-кустарниковых пород 504 видов с 5 континентов. Наибольшее количество растений привезли с Дальнего Востока, из Китая, Японии, Северной Америки. Чуть более 20% насаждений составляют интродуценты (растения, переселенные в местность, где они раньше не существовали) с юга европейской части России и юго-востока Западной Европы.

В книге Виктора Ломако «Дендрологический сад Глубокского лесхоза» приводится список древесных растений в коллекции дендросада. Там говорится о том, что наряду с «иностранцами» в саду есть аборигены (местные виды естественного происхождения), например, величественные дубы черешчатые, возраст которых составляет 190 лет. Осенью 1963 года из Залесского парка Глубокского района в дендросад привезли три пихты одноцветные, 12 сосен кедровых сибирских, чуть позднее – иву белую (серебристую), клен ложноплатановый.

В общей сложности из парков и питомников Глубокского и ближайших районов области было завезено около 13% созданной дендрологической коллекции. Быстро прижился бархат амурский, доставленный из деревни Квачи Глубокского района, ели колючие голубые из Псуи, лещина крупная (ломбардский орех) из деревни Алашки Шарковщинского района, боярышник из Верхнедвинского лесхоза, сирень из Лужеснянского сельхозтехникума и другие ценные породы.

Десятки оттенков зеленого

Есть в дендросаду высокий граб обыкновенный, дуб красный и скальный, туя западная, выдерживающая сильные морозы, черемуха Маака, широкая аллея из конского каштана, 18 видов клена и 19 – березы, множество других красивейших деревьев. Для вьющихся растений, например, лимонника китайского, актинидии коломикта установлены опоры.

В саду часто устраивают свадебные фотосессии, особенно во время цветения декоративных яблонь, которым отведена секция №6. Яблони Саржента, Недзведского, Шейдеккера известны многим садоводам. Бесспорно, они являются достоянием дендросада. Еще одним излюбленным местом для снимков многие годы остается узкая дорожка, обсаженная высоким кедровым стлаником, и ель змеевидная Виргата, привитая на ели обыкновенной со спадающими вниз ветвями. 12 черенков этой зеленой красавицы в 1976 году завезли из Бешенковичского лесхоза.

Время оставило свой след на ценной коллекции. На месте погибших экземпляров высаживают новые, преимущественно того же вида.

– Сделать это непросто, – говорит Дарья Кротова. – Во-вторых, если речь идет об экзотических растениях, найти их саженцы и  семена крайне сложно. Во-вторых, дендросад является памятником природы республиканского значения. А значит, самовольно убирать деревья, рубить их или сажать новые, тем самым вносить изменения не имеем права. На все необходимо согласование Витебского ГПЛХО. Ведем постоянный надзор за состоянием насаждений, ухаживаем за ними, оформляем соответствующую документацию. Собранные семена и плоды передаем в производственный питомник лесхоза для выращивания посадочного материала.

Заместитель директора Глубокского лесхоза Светлана Дронь показывает старые фотоальбомы с черно-белыми снимками, сделанными в дендросаду десятки лет назад. Интересны и подписи к ним. Одна из записей, датированная июлем 1981 года, передает восторженные эмоции автора от знакомства с богатой коллекцией растений, красотой пейзажа, наполненной разнообразием оттенков зелени, игрой света и тени.

История в стеклянных пробирках

Массивные кроны многометровых деревьев укрывают посетителей сада от жары и проливного дождя. Трудно представить, как выглядело это место полвека назад. Но при желании окунуться с историю все-таки можно.

В кабинете Дарьи Кротовой есть негативы старых фотографий, которые сделал Виктор Ломако. Интересно сравнить, как подросла за это время ирга колосистая, привезенная из восточных штатов Америки, как вытянулись ломкие шаровидные ивы. Каждый снимок молодого сада пронумерован, на нем указана дата.

Сведений о Викторе Анатольевиче сохранилось немного. Старожилы рассказывают, как бережно он ухаживал за саженцами, не позволял детворе гулять между посадками, чтобы те нечаянно не повредили деревца. Небольшой домик, спрятавшийся в тени высоких деревьев, давно стал неотъемлемой частью сада. Говорят, в нем когда-то жил Виктор Ломако.

Сейчас там садовый инвентарь и два стенда со стеклянными пробирками, в которых семена, собранные в дендрологическом саду. Им уже много лет, они невсхожие и хранятся как память.

Вещи земляка находятся и в фондах Глубокского историко-этнографического музея. В частности, там есть шляпа, записная книга, очки, коллекция открыток, фотоальбом.

– Наш дендросад открыт для всех, – подчеркивает Дарья Викторовна. – Можно приходить, гулять здесь — плату за это мы не берем. Другое дело, когда приезжают экскурсионные группы. Есть схемы маршрутов, указатели, возле деревьев установлены таблички с краткой информацией о том или ином растении. Но, безусловно, приезжающие предпочитают услышать познавательный рассказ экскурсовода, вместе с ним свернуть с аллеи на узкую тропинку. Каждое дерево, кустарник заслуживают внимания. Говорить о собранной коллекции можно очень долго.

КСТАТИ: Первоначально созданный в лесхозе дендрарий назывался «Дендрологический парк Глубокского лесхоза». В апреле 1985 года название изменили на «дендросад».

Фото Дианы БЕРНИКОВИЧ.