Сегодня пластиковые бутылки, или, как их называют специалисты, ПЭТ-упаковка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако есть те, кто всегда отдает предпочтение продуктам в стеклотаре, которая сегодня не имеет широкого распространения. Хотя когда-то все было в точности наоборот.
О плюсах и минусах обоих видов упаковок корреспонденту «ВВ» рассказала заведующая отделом областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Борисова.
Эволюция или регресс?
Впервые стеклянные сосуды появились еще в Древнем Египте. Это были изящные флаконы и бутылочки, которые предназначались для помад, благовоний и красок для лица. Они были самой разной формы — круглые, плоские, овальные, высокие или низкие и вмещали 20—50 г содержимого. Древнеегипетские мастера их получали методом формования разогретого стекла вокруг металлического стержня. Кстати, такой принцип производства не изменился до нашего времени. В начале XVII века в Англии были изобретены первые печи на каменном угле для обжига стекла. Именно тогда были выпущены прочные бутылки из толстого и темного стекла. 1824 год стал началом эры промышленного производства стеклотары. В этот период был открыт метод прессования стекла. А уже в конце XIX века американский инженер Майкл Оуэнс создал машину по изготовлению бутылок, сделав процесс автоматизированным. Приблизительно в этот же время в Шотландии Джент Кейлер изготовил первую стеклянную банку с крышкой.
В течение многих лет стеклянной таре не было альтернативы: именно ее использовали для расфасовки напитков, соусов и других продуктов жидкой или вязкой консистенции. Многие из нас помнят, как пустые бутылки из-под кефира обменивались на полные, а в пункты приема стеклотары выстраивались длинные очереди, и у каждого теплилась надежда, что фразу «Пустых ящиков больше нет!» услышит тот, кто стоит позади. В 1980 году в Москве прошла Олимпиада. Именно тогда в СССР впервые стали продавать напитки в пластиковых бутылках. Стеклянные емкости стали постепенно вытесняться новыми видами тары, в том числе TetraPack. Однако их качественные характеристики всегда уступали параметрам упаковки, которую создали еще древние египтяне.
В чем преимущества?
Как сообщила Ирина Борисова, стекло представляет собой экологичный продукт, полностью безопасный для здоровья человека. Для его производства необходимо всего три компонента – битое или оплавленное стекло, песок и сода. Как видим, нет никаких синтезированных веществ, только натуральные. Благодаря этому стекло на молекулярном уровне не отдает никакие элементы, не выделяет веществ или запахов, не поглощает аромат фасуемого продукта и сохраняет его натуральный вкус. Такими свойствами не обладает пластик. Зато данный вид упаковки переживет нас, так как разлагается столетиями. Можно сказать ему спасибо и за перемену климата, которую каждый из нас почувствовал на себе: он стал заметно теплее зимой и холоднее летом. В этот процесс свою долю, несомненно, внесла переработка пластиковых упаковок.
— Есть еще один неоспоримый плюс стекла: в результате производства практически нет отходов. Весь стекольный брак подлежит повторной переработке, — добавила Ирина Борисова. —Кроме того, стеклотару допустимо использовать повторно, но при условии проведения ее полной стерилизации. Также ее можно хранить в любых условиях, она не подвергается атмосферным влияниям: не меняет своего состояния в мороз и не плавится при термообработке. При этом пластик при воздействии высоких температур, повторном употреблении и утилизации выделяет вещества, небезопасные для здоровья, – диоксиды, формальдегид, стирол и другие.
Несмотря на эти минусы, кто, как не мы, женщины, первыми из потребителей заметили достоинства упаковки из пластика и жести: пакеты с покупками стали намного легче, если уронишь ПЭТ-бутылку — она не разобьется, и выбросить ее не жалко. Вроде бы преимущества налицо, но их немного и они не слишком весомые по сравнению с возможностями стекла.
— Для пищевой промышленности данная тара более надежна, так как позволяет соблюсти все требования по микробиологическим показателям, произвести качественную стерилизацию и существенно увеличить срок хранения продукта, — прокомментировала Ирина Борисова. — Кстати, производители элитной косметики и парфюмерии, где важно сохранение аромата вещества, используют только стеклянную упаковку для своей продукции.
Выбор за нами
Возврат в широкий обиход стеклянных бутылок и замена ими пластиковых — тема, которая в последние годы все больше набирает актуальность. Об этом говорят как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Продукты вскоре могут поменять упаковку. Конкретные шаги в данном направлении прописаны в Директиве №7 "О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны", предлагающей поэтапный отказ от полиэтиленовой упаковки с ее замещением экологически безопасной, в том числе из стекла. Совсем недавно Министерство антимонопольного регулирования и торговли нашей страны обязало магазины иметь в ассортименте по два вида минералки и питьевой воды в стеклянных бутылках.
Но в любом случае выбор останется за нами, потребителями, – удобство или здоровье. Время покажет, что мы больше ценим.
Фото из открытых источников и Дмитрий ОСИПОВА.