Автор: . Дата создания:

Коммунальники утверждают: выгоднее по отдельности. Но как стимулировать у жильцов ответственный подход к этому вопросу?

— Действующая система мусоропроводов препятствует раздельному сбору отходов. И сейчас решается вопрос отказа от нее в пользу более экологичных и экономичных решений, — говорит заместитель председателя Оршанского райисполкома Александр Пальвинский.

Желтый – для пластика, синий – для стекла.  Первые контейнеры для раздельного сбора мусора появились в Орше три года назад. Сегодня по всему городу их порядка пятисот. Бутылки и бумага, минуя полигон, сразу попадают на сортировочную линию. Работу, которую раньше делали вручную, теперь выполняет техника.

— Говорить о том, что это прибыльно, пока рано: у нас нет линии для сортировки мусора, цена вторичных ресурсов на рынке невысока, — отмечает директор предприятия «Оршанская спецавтобаза» Николай Гончаров. — Есть и конкуренты в виде частной компании с более привлекательными предложениями на вторсырье. Его они вывозят в Россию, где закупочная цена превышает нашу в 3 — 4 раза.  Но, увеличивая интенсивность сбора и количество собираемых вторичных ресурсов, мы надеемся в 2017 — 2018 гг. выйти на рентабельность.

Вообще проблема мусора и твердых бытовых отходов (ТБО) серьезная. По сути, ни один завод в Беларуси не осуществляет глубокую переработку ТБО, то есть не расщепляет отходы на мелкие фракции, позволяющие затем производить различную продукцию. Ведь из мусора можно делать десятки видов изделий — от туалетной бумаги до черепицы и тротуарной плитки. Кроме того, оставшиеся после переработки органические соединения можно еще раз перерабатывать и получать биогаз, удобрения. К слову, биогаз  добывают и на Оршанщине на полигоне ТБО «Белево» благодаря современной шведской установке.

Для того, чтобы превращать мусор в деньги, нужно должным образом наладить систему его раздельного сбора. Здесь вопросов больше, чем ответов. 

— Проблема вторичных ресурсов совсем не вторична, — убежден начальник Оршанской райинспекции природных ресурсов Сергей Романенко. — Переработка отходов имеет глобальное значение. Для сохранения экологической системы необходимо находить все новые методы замены потребляемых ресурсов. Многие материалы в природе ограничены, а время их восполнения значительно превышает срок жизни нескольких поколений людей. Скапливаясь, отходы загрязняют окружающую среду. Есть среди них такие, срок разложения которых в естественных условиях измеряется столетиями. Избежать их накопления можно, в частности, применяя переработку и возврат в качестве вторичного сырья в промышленные процессы. При этом зачастую достигается существенная экономия природных ресурсов, энергии на их переработку, а также трудозатрат. 1 тонна раздельно собранных компонентов твердых коммунальных отходов спасает 13 деревьев, экономит 4 100 кВт/ч электроэнергии и бережет 32 л воды. Каждая тонна переработанных пластиковых отходов экономит 1,8 т нефти. Переработка стеклянной бутылки сберегает столько электричества, сколько необходимо для 4 часов работы 100-ваттной лампы накаливания. Пальчиковая батарейка, брошенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 кубометров земли.

С этим трудно не согласиться, как и с тем, что мусоропроводы – это антисанитария, запах, грызуны, тараканы и даже пожары. Но некоторые люди к ним так привыкли, что дойти до оборудованной по всем правилам контейнерной площадки – целая проблема. В основном возмущаются пенсионеры: мол, тяжело с пакетами, особенно зимой, идти на улицу. 

На вопрос, не смущают ли их грязь и запах, неуверенно пожимают плечами. «Я живу в многоэтажном доме, — рассказывает пенсионерка Татьяна Рыженкова. —  Представьте, что будет, если жители нескольких подъездов начнут выносить мусор в контейнеры? Они же будут постоянно переполнены, а вороны станут разносить отходы по двору. Я против. Сколько контейнеров нужно поставить, чтобы был порядок? Десять, двадцать?..» Как показывает практика, достаточно двух — трех. А надлежащий порядок поддерживают сотрудники коммунальных служб и спец­автобазы, не допуская, чтобы емкости переполнялись. Если нужно, выезжают даже в выходные.  

 — Я полностью за то, чтобы заварить мусоропроводы, — говорит председатель ЖСПК №60 Татьяна Чуковенко. — Это источник постоянного запаха, грязи, место обитания крыс. Мусор из квартир должен быть в пакетах, жидкие отходы недопустимы. Доходит до того, что туда бросают стулья и столы, что порождает засоры. Однако в случае с домом №32 на улице Флерова оборудование контейнерной площадки во дворе невозможно по санитарным нормам.

А это уже вторая сторона вопроса. В условиях уплотненной застройки на многих дворовых территориях отсутствует возможность обустройства площадок. Отдельные противники консервации мусоропроводов утверждают, что оршан­ские дворы и так заставлены многочисленными личными авто. Втиснуть туда же площадки с контейнерами — значит еще больше лишить жителей здоровой среды обитания.

А вот молодежь из новостроек на улицах Могилевской, Соляникова и Гаранина имеющимися мусоропроводами практически не пользуется и другим не советует.

— Я думаю, их нужно заварить, — вы­сказывает мнение Наталья Щербакова. — Подъезды не радуют чистотой. Около мусоропровода начали складировать стеклянную тару, он часто забивался (особенно на выходных), летом начал появляться неприятный запах. Тяжело ли выносить мусор на улицу? Нет, это не проблема, ведь каждый ходит, скажем, в магазин. Считаю, после  ликвидации мусоропровода в подъезде станет гораздо чище. Пластиковые бутылки, бумагу теперь всегда выбрасываю в специальные контейнеры.

С ней согласна соседка по площадке Наталья Храбрая.

— Не вижу проблемы, — говорит девушка. — Прошли те времена, когда мусоровоз приезжал в определенные часы и  приходилось с ведром караулить машину. Сегодня контейнеры расположены близко. Сейчас большинство оршанцев пользуется мусорными пакетами. Захватить их, идя на работу, – ничего сложного, зато в подъезде нет запаха.

— По законодательству, чтобы заварить мусоропровод, требуется согласие жильцов, и это осложняет процесс, который будет продолжен, — отмечает Александр Пальвинский.

Так или иначе, в течение 2017 года большинство мусоропроводов в Орше будет ликвидировано.По сути, в жизнь стали воплощать то, о чем говорили уже несколько лет. Возможно, именно это подвигнет оршанцев к раздельному сбору мусора — практике, которая давно прижилась во многих цивилизованных странах.

Кстати

В Беларуси сбором и переработкой отходов занимаются как государство, так и частные компании. Их доли на рынке равны. От инвесторов требуют повышения уровня переработки отходов.  Срок эксплуатации полигонов в Беларуси — более 30 лет. После этого территорию рекультивируют и начинают добывать биогаз – метан. При его сжигании получают электричество. Рентабельность — более 50%.

А как у них?

В Швейцарии складировать отходы в общее мусорное ведро дорого. Вы­бросить 5 кг мусора стоит около 3 франков (примерно 3 доллара). На каждый пакет наклеивается марка, свидетельствующая об уплате налога. Поэтому сортировать жители страны стараются по максимуму: вторсырье относят в пункты приема, тогда налог платить не нужно.
В Германии давно отказались от строительства домов с мусоропроводами. Альтернатива — раздельные контейнеры для каждого вида отходов. За соблюдением правил следят специальные «мусорные полицейские», которые штрафуют нарушителей и привлекают их к исправительным работам.
В Нидерландах гражданам, активно участвующим в программе раздельного сбора мусора, выдают специальные купоны экологической лояльности, которые предоставляют льготы на оплату жилья и коммунальных услуг.

Фото Ольги Лебедевой.