К 2035 году в Беларуси должно извлекаться из твердых коммунальных отходов (ТКО) 50% вторичных материальных ресурсов (ВМР). Сейчас по области эта цифра составляет 26,9%. Вовлечение отходов в оборот — одно из приоритетных направлений обеспечения экологической безопасности и экономического благополучия страны. Как решаются эти вопросы на Витебщине?
Эксперимент в частном секторе
– Область не обеспечивает выполнение целевых показателей по сбору макулатуры, стеклобоя, полимерных отходов. Чтобы переломить ситуацию, на Витебщине образована сеть приемных заготовительных пунктов: 156 стационарных и 26 передвижных, – сообщила начальник отдела коммунального хозяйства главного управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Светлана Лятяга. – Из них в собственности ЖКХ – 68, организаций райпо – 76, ОАО «Витебскоблресурсы» – пять. Еще 33 приемных пункта организовали частники. Помимо этого, контейнерами для раздельного сбора ВМР обеспечены 80% населения. Собранное вторсырье проходит досортировку на 12 линиях, имеющихся в крупных городах и райцентрах области. Совершенствуются существующая инфраструктура и логистика по раздельному сбору отходов и созданию шести межрегиональных полигонов для захоронения ТКО.
Коммунальники пошли еще дальше, подчеркнула Светлана Сергеевна. И начали с жителей частного сектора. В Орше, Барани, например, абсолютно каждое домовладение получило бесплатно по два контейнера объемом 120 литров: серый – для сбора ТКО, желтый – для всех видов вторсырья. Продолжат в этом направлении работать с частными домовладениями в Витебске, Полоцке и других городах.
– А как обстоят дела с мусоропроводами, которые в некоторых городах республики давно заварили? – интересуемся.
– В прошлом году закрыты мусоропроводы в 21 многоквартирном жилом доме. Всего в городах Витебской области они ликвидированы в 365 жилых домах.
Почему не сдают макулатуру
– Шесть видов ВМР – стеклобой, полиэтилен, макулатуру, цветные и черные металлы, бытовую технику – можно сдать в 11 приемных заготовительных пунктах областного центра и трех – в Орше, – отметила директор Витебской заготконторы Татьяна Зуева. – За 2019 год к уровню предыдущего практически по всем видам вторсырья перевыполнены планы, за исключением макулатуры. Почему? Арифметика проста. Как только в мае прошлого года снизилась более чем вдвое закупочная цена на макулатуру – с 16 до 7 коп. за 1 кг, ее стали меньше сдавать.
По словам Татьяны Зуевой, их заготконтора заключила примерно 150 договоров на прием вторичных материальных ресурсов от предприятий. И граждане активизировались, стали больше сдавать бытовой техники (25 коп. за 1 кг), полиэтиленовых отходов (20 коп. за 1 кг), стеклобоя (10 коп. за 1 кг).
Тароматы-автоматы
Ожидается, что в скором времени тароматы для приема стеклянной тары, ПЭТ-бутылок и жестяных банок станут таким же обычным атрибутом в любом продуктовом магазине, как специальные контейнеры для использованных батареек и ртутьсодержащих ламп.
Внедрение в текущем году депозитной системы сбора тары – одна из программных целей Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 28 июля 2017 года №567. Как планируют, к этому году в нашей стране 40% всех напитков будет выпускаться в стеклянной таре. Предварительно изучен опыт ближнего зарубежья, в частности, Литвы, Эстонии, проанализированы возможные затраты и инвестиции. В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь подсчитали, что депозитная система увеличит более чем в три раза и повысит до 80% объем повторно использованной потребительской упаковки, а также сократит на 10% количество ТКО, попадающих на свалки. При этом на 30% снизится себестоимость сбора коммунальных отходов.
Кстати. Необходимый объем инвестиций для внедрения всех компонентов системы – закупка тароматов для автоматического приема тары (стеклянных и пластиковых бутылок, жестяных банок), автомобильной техники, строительство центров сортировки, введение депозитной схемы – 90 млн евро.
Китайский опыт: дефицит ведер
Возле моей многоэтажки с единственным подъездом коммунальники по осени установили контейнер для сбора пластика. Он быстро наполнялся. Все, кто спешил на работу, несли с собой ПЭТ-бутылки и другие полимерные отходы. Но нашлись и такие, кто стал туда выбрасывать все, что накопил на кухне, оставляя мешки с мусором рядом, как на контейнерной площадке. В итоге образовалась мини-свалка. Беспорядок, правда, просуществовал недолго – коммунальники убрали контейнер, и все стало на свои места. Вот так бесславно закончился полезный эксперимент. А ведь пластик, которым ежедневно заполнялся контейнер, мог бы пойти на переработку. Напомним: полимерные соединения разлагаются более 400 лет, загрязняя окружающую среду.
До недавнего времени китайцы так же безалаберно относились к сортировке мусора, особо не заморачиваясь, куда выбросить подгузник, куда – банановую кожуру или полиэтиленовый пакет. А сейчас нерадивого хозяина, не разделившего эти отходы по урнам, ждет штраф: в переводе на белорусские рубли он составляет от 500 до 2 тыс. Такие меры приняты на законодательном уровне. В китайских городах появились контейнеры для раздельного сбора мусора, а в магазинах возник настоящий дефицит мусорных ведер. Программа сортировки коммунальных отходов из добровольной превратилась в принудительную. Мусоропроводов у китайцев нет, они выносят сор из дома на помойку каждый день и делают это под неусыпным оком установленных видеокамер. Если что не так рассортировал, оштрафуют незамедлительно.
Подход, безусловно, жесткий, но он стимулирует быть дисциплинированными и рачительными в обращении с отходами. Может, пора и нам переходить от разговоров (я бы уточнила: уговоров) к делу?
За прошлый год зафиксирован единственный случай в Витебском районе, когда экологи наказали частное лицо за вывоз на полигон испорченных овощей вместе с полиэтиленовой упаковкой, то есть вторсырьем. Штраф составил 20 базовых величин.
Но что взять с простых обывателей, если даже предприятия, которые обязаны отсортировывать ВМР из общего мусора, нарушают закон об обращении с отходами. В прошлом году экологи выявили 670 случаев захоронения вторсырья на свалках. Больше всего в Оршанском районе – 66, Сенненском – 63, Полоцком – 54. Составлено 164 протокола на 55 тыс. руб. штрафа.
И старые колодки идут в дело
Собрать вторсырье – это полдела. Надо дать ему новую жизнь. Поэтому различные виды ВМР идут на переработку, используются в промышленности в качестве вторичного сырья для производства продукции и энергии.
– Ежегодно в области образуется около 800 тыс. т отходов производства, 80% из которых используют для переработки более 100 предприятий, – отметил начальник отдела контроля за обращением с отходами облкомитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Валерий Юденков. – В качестве топлива широко применяются древесные и отходы льнокостры. На четырех предприятиях в Витебске, Лиозненском, Лепельском, Докшицком районах налажено производство топливных гранул – пеллет, пользующихся большим спросом у зарубежных потребителей.
Еще четыре предприятия в Витебске, Орше, Полоцке имеют мобильные установки по переработке широкого перечня строительных отходов. Но большинство специализируется на полимерных отходах: ПЭТ-бутылках, пластмассовой упаковке, полистироле, пенопласте, полиэтилене, полипропилене. Например, в ОАО «Витязь» используют пенопласт, полистирол в производстве стеновых блоков, а СООО «Викоп-Фагус» освоило производство новых обувных колодок из измельченных старых. На новополоцком предприятии «Биомехзавод бытовых вторресурсов» имеется линия по переработке загрязненной ПЭТ-бутылки. А в 2019 году введена в эксплуатацию линия по производству песчано-полимерных изделий с использованием отходов полиэтилена и полипропилена. Налажено производство тротуарного бордюра и тротуарной плитки.
«Прииски» под ногами
– Эти примеры показывают, что полимерные отходы могут служить человеку и после их первичного использования, – подчеркнул Валерий Юденков. – Это лучше, чем если бы они столетиями на полигоне загрязняли окружающую среду. Но есть не подлежащие использованию, такие обезвреживают путем разложения на фракции, сжигания. В нашей области 20 лицензированных предприятий, работающих с отходами
1 – 3-го классов опасности.
В их числе – «БелВТИ-регион», занимающееся сбором и утилизацией электрического и электронного оборудования. Цифры, которые назвал директор предприятия Ярослав Мамошин, впечатляют. За прошлый год по области собрано от частных лиц более 27 тыс. штук ртутьсодержащих ламп, 15,2 т батареек, 3700 т бытовой техники. На предприятии отходы делят на фракции, извлекая все ценное. Так, получено 3 кг золота,
7 кг серебра и другие компоненты для дальнейшего использования.
Обезвреживанием 37 видов медицинских и биологических отходов путем сжигания занимается ООО «ВитЭколайн».
Прогресс не стоит на месте, с каждым годом внедряются современные технологии переработки и утилизации, чтобы минимальное количество вторсырья попадало на полигоны захоронения ТКО.
К слову. С 1 января 2021 года в Беларуси устанавливается запрет на использование и продажу в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.