Корреспонденты «Витебских вестей» отправились в одно из самых диких мест Беларуси — на Козьянские болота.
Cправка «ВВ». Козьянские болота – это государственный заказник республиканского значения, созданный для охраны уникального ландшафта и редких видов флоры и фауны. Они занимают более 28 тысяч гектаров территории. Местность сочетает в себе водно-болотные угодья, сосновые леса, песчаные дюны, торфяники и заболоченные участки. Всё это создает неповторимый природный ансамбль, в котором каждый километр – открытие.
Ранее побывав на крупнейшем в стране верховом болоте Ельня, мы решили, что без труда пройдем и новый маршрут. С утра в Шумилино у туристического информационного центра встретились с нашим проводником – директором республиканского заказника «Козьянский» Александром Добровольским, который критично оглядел наше снаряжение.
– В таких коротких сапогах вы не пройдете, – замечает Александр и предлагает надеть другие – высокие, но на четыре размера больше.
В машине, по дороге, которая вела к началу маршрута, директор заказника рассказывал о его уникальности.
– «Козьянский» включен во Всемирный список водно-болотных угодий международного значения. На территории заказника расположены верховые и открытые низинные болота, леса, заливные луга, озера – все характерные ландшафты Поозерья с комплексом редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Центральную часть занимает крупный болотный массив Обольского болота. А наш путь лежит в деревню Рассолай, откуда пойдет по туристической тропе, – поясняет наш гид.
Александр Добровольский родом из деревни Козьяны, которая и дала название заказнику. Его отец более 40 лет проработал лесничим. Сын тоже поступил в лесной техникум, затем получил профессию геодезиста, трудился вальщиком леса, в райисполкоме, а последние пять лет – в заповедных местах.
Александр обращает внимание на памятные знаки вдоль дороги. Они установлены на месте сожженных вместе с жителями шести деревень. Тема Великой Отечественной для него священна и близка. Дедушка погиб на Ушаччине во время прорыва партизанами вражеской блокады, сестер бабушки расстреляли. Отец, сражавшийся в отряде народных мстителей, к счастью, выжил.
– Болота спасли многих людей, туда фашисты не совались, – поясняет хозяин здешних мест и переходит к легендам, в которые, как нам показалось, он верит.
По одной из них, Всеслав Полоцкий превращался в орла и рысь именно на Козьянских болотах. О том, что великий князь обладал чародейскими способностями, пишет автор «Слова о полку Игореве», мол-де, при желании Всеслав мог обратиться в волка. Неслучайно он получил прозвище Чародей.
– По должности я знаком с кикиморой, болотником и лешим, – то ли в шутку, то ли всерьез говорит наш собеседник.
Да он и сам был болотным чудищем, когда устраивали представление для туристов. Александр Добровольский – еще тот актер! Всю жизнь занимается в художественной самодеятельности. Недавно участвовал в конкурсе народного творчества ветеранских коллективов «Серебряный возраст».
– Мы пойдем по самому легкому маршруту – девять километров туда и назад. Но путь по болоту нужно умножить на три, – уточняет проводник.
Мы это скоро поняли, когда вышли на тропу вдоль одного из самых крупных озер заказника – Рассолай. Проводник сразу предупредил: идти шаг в шаг, в сторону не ступать, можно увязнуть. Но шаг в шаг не гарантировал легкого пути. Даже высокие сапоги наполнила вода, которую получалось вылить только на сухом островке. Но до него надо было еще дойти! Кроме того, мы все-таки умудрились не попасть в шаг и оказались в воде почти по пояс. Сапоги тянули как кандалы. Подумали, что легче было бы идти в кедах, а лучше всего – в пляжных коралках – легко, и вода просачивается.
– В засушливый год легко пройти, а в нынешнем, после обильных дождей, воды море. Лучше на тропу не ступать, выбирать кочки, – комментирует наш проводник.
Дорога стала настоящим испытанием, так как постоянно смотрели под ноги, не было возможности оглядеться по сторонам. И только спустя час на привале на сухом островке увидели красоты озера, которое всё это время было от нас по правую руку. Наконец отдохнули, вылили воду из сапог.
– Есть дороги более длинные – девять и пятнадцать километров. Недавно я водил минчан, которые увлекаются экстремальным туризмом, так они сказали, что по сложности наш маршрут второй, который они преодолевали. На первом месте были горы в Норвегии, а вот Сахара уступает белорусским болотам, – с нотками гордости рассказывает Александр и предупреждает, что надо не только быть выносливыми, осторожными, но и не гневить хозяев леса и болота.
Как нам рассказали в Шумилинском туристическом информационном центре, в целях развития экологического туризма на территории заказника «Козьянский» разработано несколько маршрутов под общим названием «Обольское болото – жемчужина Козьянского края»: «Чистики» – царство болотных куликов», «Глаза болот – озера», «Остаточные озера-потомки белых ледников», «Восток – запад: зеленый профиль красоты», «Тайны лесных островов». Нам, конечно, было интересно всё. Правда, не всё удалось увидеть. В частности, болотных куликов.
Обольское болото привлекает орнитологов. Здесь обитает 44 вида птиц. В их числе кулик, занесенный в Красную книгу Республики Беларусь, – веретенник (кстати, ставший птицей 2025 года) и большой кроншнеп. Некоторым посчастливится встретить сокола-дербника, орла беркута, еще одного хищника – лугового луня, сизых чаек, гоголя, улита, серого сорокопута, который гнездится исключительно на моховых болотах.
– Посмотрите, это трава-хищница – росянка, – обращает наше внимание проводник. – Она питается мошками.
Дальше, пообещал Александр, мы увидим растительный символ Обольского болота – морошку.
А пока нас порадовала росянка не только своей опасно манящей красотой, но и тем, что за ее россыпью открывался вид на верховое (моховое) болото, куда мы и стремились попасть. Можно было выдохнуть и наслаждаться дорогой по багульниковому сосняку. Сосны с виду неказистые, но, если представить, что им лет по сто, впечатление меняется на уважительное к вековому возрасту.
Обольское болото сравнительно молодое. Ему всего (!) 9 тыс. лет, самые древние (под 11 тыс. лет) находятся на Полесье.
Александр предупредил, что расслабляться всё же не стоит, хотя разницу в тропах мы ощутили сразу. Ступать по дышащему моховому настилу было намного легче. А чем дальше вглубь – даже приятно. Вскоре перед нами открылась потрясающая картина, которая напоминала фантастический инопланетный пейзаж. Не зря же здешние места окрестили «Белорусским Меркурием».
Усталость как рукой сняло. И пришло осознание: такое природное чудо открывается тому, кто сможет преодолеть нелегкий путь.
Вспомнились схожие, как мне показалось, ощущения, когда была в Коктебеле и посещала могилу Максимилиана Волошина. Поэт завещал похоронить себя на вершине Кучук-Янышара, чтобы сюда поднимались только те, кто действительно хочет поклониться его таланту и вместо цветов принести камешек с берега моря.
Мы заслужили увидеть эту красоту! Будто кто-то разбросал на моховом ковре изумрудные бусинки озер.
– На площади всего около 5 квадратных километров находится более 400 малых озер, – поясняет Александр Добровольский.
И добавляет, что некоторые туристы в них купаются. Только на берег выйти не получится: он проваливается под ногами. Надо выползать.
– Вот это озеро исполняет девичьи желания, а это – для сильного пола, – со знанием дела говорит знаток здешних мест.
Окунуться в магическую воду мы не решились, а вот на всякий случай попросили болотника не применять свое коварство. Впрочем, просветил нас Александр, владыка болот, заботящийся о сохранении их покоя, наказывает тех, кто разрушает хрупкий баланс природы. Не будем его гневить и поминать худым словом, всё сложится хорошо.
Мы переходили от одного озера к другому, казалось, они соперничали друг с другом в красоте и чистоте. Чувствовали единение с природой. Хотелось всё запечатлеть в памяти, чтобы возвращаться в этот пленительный мир покоя и душевного равновесия во сне.
Помимо необычного ландшафта, болота играют важную роль в климатической устойчивости региона.
Это «зеленые легкие» Беларуси – они очищают воздух, накапливают влагу, служат убежищем для десятков видов птиц и животных, занесенных
в Красную книгу.
– На болоте теряешься во времени и в пространстве. Можно опьянеть от кислорода, – предупреждает Александр.
Мы посмотрели на часы, действительно, не заметили, что уже поздно и пора возвращаться. А хотелось еще побыть в этих местах, надышаться полной грудью, впитать все красоты. И даже не пугала обратная дорога через заболоченный лес, которую преодолели легче и на эмоциональном подъеме.
– Я вас сыром угощу, – пообещал Александр. – Сам делаю, коз держу. Завтра опять группу поведу. По другому пути – экстремальному. Ребята все выносливые, спортивные.
Да и мы не из хлюпиков оказались. Преодолели весь маршрут, не жалуясь на трудности, и получили неописуемое удовольствие.
В туристическом информационном центре нам рассказали, что есть планы на маршруте в Козьянские болота установить смотровую вышку.
Из объектов сервиса заказника можно выделить Домик охотника в деревне Ровное, где есть кухня, душ, баня, бильярдная. Рядом живописное озеро. Любителям отдыха на природе предлагают напрокат туристическое снаряжение: палатки, рюкзаки, прогулочные лодки.
Помимо экологического, в Шумилинском районе развивают и другие виды туризма, которые представляют на различных выставках не только в Беларуси, но и России. Так что есть повод еще раз приехать сюда и
узнать еще много интересного.
Важно. Территория заказника охраняется, поэтому необходимо соблюдать все правила поведения в заповедных зонах. Рекомендуется использовать туристические маршруты и не отходить от троп – некоторые участки могут быть заболоченными и опасными.
Фото автора и Софии БОРИСЕНКО