Трава, подвинься! или О том, почему автовладельцы портят благоустройство дворов и других мест в Витебске, где не предусмотрены парковки.
Без машины как без рук
Человек стремится к комфорту. Например, кто из вас готов обходиться без интернета и мобильного телефона? Аналогичная ситуация и с личным автомобилем. Без него как без рук чувствуют себя многие семьи — работа связана с разъездами, дети учатся или занимаются спортом, творчеством в другом конце города, есть дача или пожилые родственники в деревне и прочее. Более того, я знаком с супружеской парой, у которой два железных коня под окнами. Они вечно жалуются на высокие и часто непредсказуемые расходы на обслуживание машин, но не могут отказаться от одной из них. А знаете почему? Один-два раза в неделю, когда мужу надо уехать в командировку, некому ребенка и жену развезти по местам учебы и работы. А вспоминать, каково это передвигаться на общественном транспорте в часы пик, им ой как не хочется.
Даже ради того, чтобы избежать, скажем прямо, не самого болезненного дискомфорта, люди готовы отказываться от более частого отдыха на море, годами копить на то, чтобы обновлять технику. А что уж говорить о более существенных неудобствах, от которых спасает наличие авто, начиная от необходимости нести покупки из магазина в руках и заканчивая разными форс-мажорами, требующими быстрого перемещения. Наличие водительского удостоверения — спасение от многих бед, определенный статус и мобильность. О его получении задумываются накануне совершеннолетия, еще не имея ни машины, ни собственного жилья. Рулить — мечта большинства молодых людей, вне зависимости от половой принадлежности. Аншлаги в автошколах — яркое тому подтверждение. Поэтому если раньше прохожих на улицах удивляла женщина, сидящая за рулем, то нынче супруги нередко подбрасывают монетку, чтобы определить, кто кого повезет домой после посиделок в гостях. Не удивлюсь, если в будущем любой гражданин без наличия прав категории В будет считаться неполноценным. Уже сегодня при выборе квартиры покупатели наверняка могут прилично сбить цену, если рядом нет удобной парковки.
Нужна шаговая доступность
Соответственно, число легковушек растет, и такая тенденция вряд ли изменится в ближайшее время. С одной стороны, это свидетельствует о росте благосостояния белорусов, с другой — количество машин на квадратный метр, особенно в крупных населенных пунктах, зашкаливает. Витебску, конечно, еще далеко до Минска или Москвы с их многокилометровыми пробками в часы пик. Однако и у нас в городе найти вечером место для стоянки авто рядом с домом получается далеко не у всех жителей спальных районов. Особенно страдают представители многоэтажек, строившихся десятки лет назад. Предусмотренные там парковки просто не в силах вместить раздувшийся за последние годы автопарк жильцов. Естественно, у людей, страдающих от нехватки машино-мест во дворах, есть другие варианты: многоуровневые или охраняемые стоянки в разных частях города, гаражно-строительные кооперативы. Однако, как утверждает один мой знакомый, лучше в тесноте, да бесплатно.
— У меня машина возле дома стоит. Пять минут — и я поехал куда хочу, — говорит он. — А ходить за ней каждое утро куда-то за тридевять земель, чтобы отвезти ребенка в садик и поехать на работу, мне что, больше делать нечего? Лучше уж потратить лишнее время и бензин на поиск места под окнами дома.
Своя рубашка ближе к телу
Поэтому автовладельцы упорно продолжают толпиться у собственных подъездов — ругаются, не желая уступать друг другу во дворах, где давно не разминуться из-за их захламленности транспортом, пытаются оградить свои места от посягательств других, устанавливая самодельные знаки и нанося на асфальт номера авто, отпрашиваются с работы, чтобы успеть приехать домой раньше соседей. Как ни парадоксально звучит, но ради одного из аспектов комфорта (кареты у крыльца) они добровольно лишают себя других (например, добрых отношений с окружающими, спокойствия). Я уже молчу про отсутствие уважения к соседям-пенсионерам или матерям с грудничками с нижних этажей, недосыпающих из-за шума прогревающихся моторов, про то, что окружающие вынуждены дышать выхлопными газами вместо приятной свежести, источаемой деревьями, кустарниками и цветами.
Мало того, машины все время норовят отвоевывать территорию у зеленых зон, окружающих проезды, и детских площадок. Вместо сочных и красочных травяных ковров рядом с асфальтом постепенно образуются коричневые плеши безжизненной земли, которые весной и после дождей превращаются в наполненные грязью и водой колеи. Чтобы не ступать в эту кашу, водители заезжают еще дальше на растительность... Естественно, это негативно сказывается на благоустройстве микрорайона, особенно после зимы, когда обилие снега кругом заставляет хозяев авто искать новые места для ночевок своих машин.
Не менее эгоистично ведут себя водители и в других местах, не оборудованных парковками. Достаточно обратить внимание, что творится у учреждений дошкольного образования по утрам, когда родители привозят туда детей. Выехать минут на десять раньше, чтобы найти оптимальное место для остановки, у большинства никак не получается, а вот загородить проезд у ворот сада-яслей или въехать на газон или клумбу — с легкостью. Видя такую наглость, невольно сожалеешь, что движение «Стоп — хам» не распространено в Витебске.
Что делать?
Противостоять автомобильному вторжению на зеленые зоны, по логике, могут коммунальники. Они — частые гости во дворах и могли бы отслеживать машины, припаркованные в запрещенных местах, и сообщать об этом в ГАИ, чтобы штрафовали нарушителей. Но специалисты, естественно, плотно загружены основной работой, поэтому не могут оперативно отслеживать ситуацию. Растительность же, регулярно подвергаясь воздействию колес, быстро исчезает с поверхности, и наглые водители утверждают, что ее там никогда и не было.
Хорошо зарекомендовала себя пассивная защита газона — естественные насаждения, заборы и другие преграды. Как я убедился, пройдя по десяткам дворов в разных частях Витебска, самый надежный в этом деле — высокий бордюр. Однако способ не самый дешевый, поэтому применяется далеко не везде.
Еще один штык в борьбе с автолюбителями-нарушителями — госавтоинспекторы. В Правилах дорожного движения перечислены случаи, при которых запрещается совершать остановку или стоянку транспортного средства. Один из них — наличие газона. Следовательно, водителям, замеченным на зеленой зоне, грозит штраф — одна базовая величина. Если их авто создает препятствие для дорожного движения или является угрозой безопасности граждан, сотрудник ГАИ вправе произвести его принудительную отбуксировку — виновному придется оплатить эвакуацию и штрафстоянку. Кроме того, он будет обязан компенсировать ущерб за повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах (до 50 БВ).
— Представители предприятий, на обслуживании которых находится растительность, могут обратиться в ближайший орган внутренних дел с фотографиями факта неправильной парковки и информацией о месте, дате и времени правонарушения, — рассказывает начальник УГАИ УВД облисполкома полковник милиции Михаил Дядичкин. — Мы сами регулярно мониторим ситуацию на дворовых территориях. В текущем году зафиксировано около 4 тыс. фактов неправильной парковки, в том числе 1,9 тыс. — в Витебске.
Давайте бороться вместе
Вместе с тем офицер понимает, что это капля в море и искоренить проблему в одиночку его коллегам не под силу. Необходимо участие неравнодушных горожан. Поэтому редакция областной газеты «Витебские вести» и Госавтоинспекция Витебщины объявляют о начале совместного проекта «Витебчане против парковки на зеленых зонах». В его рамках все желающие могут внести лепту в освобождение городских дворов от машин, стоящих в неположенных местах. Для этого достаточно прислать фото авто с указанием места, даты и времени нарушения в директы социальных сетей редакции или на электронную почту vitvesti@gmail.com. О том, что удалось сделать в рамках проекта, периодически будем рассказывать на нашем сайте и страницах газеты.
Фото Эдуард КАРОЛЕВИЧ