Автор: . Дата создания:

Накануне профессионального праздника мы встретились с театральной молодежью, которая недавно влилась в коласовскую труппу.  Некоторое время назад они дебютировали на прославленной сцене, на которой играли легендарные артисты, вошедшие в историю белорусского театра.  Нынешние мастера взяли начинающих актеров под опеку, передавая свой опыт, являясь примером преданного служения искусству.

Нашим собеседникам мы предложили ответить на три вопроса: что их привело в театр, как пережили дебют и чем можно привлечь современных, в частности, молодых  зрителей в храм Мельпомены?

Артем Блохин (работает в театре имени Якуба Коласа с 2013 года, окончил Белорусскую государственную академию искусств):  – В театр, к которому всегда относился с  благоговением, привела судьба. С детства увлекала сцена, интересно было наблюдать за актерами, казалось, у них все так просто получается. Когда же сам оказался на их месте, понял, что эта легкость дается большим трудом. Я в свое время окончил музыкальную школу, затем музучилище, занимался вокалом и решил поступать на актерское искусство музыкального театра. По распределению попал в Коласовский театр. И заново начинаю учиться. Чем больше познаю, тем больше появляется тайн. Эта бесконечность затягивает, как бездна. Очень люблю музыку. Занимаюсь в театре вокалом, сотрудничаю с филармонией, Центром культуры «Витебск». Играю в музыкальных постановках. Совместно с актрисами театра Светланой Жуковской и Натальей Оладко подготовили программу романсов. Мечтаю открыть новый жанр в искусстве.

Для меня очень важно, что дебютировал на коласовской сцене в легендарном спектакле «Несцерка», мне доверили роль Юрася. Эта постановка считается визитной карточкой театра, и я с большим трепетом отнесся к работе. Приятно было слышать поздравления от коллег.

Театр должен быть на высоком уровне искусства, не гнаться за легковесными коммерческими постановками. Один театр на такой большой город – это немного. Он в некотором роде элитарное учреждение культуры, и для жителей Витебска должно быть престижно посещать храм Мельпомены. Не надо принуждать, как порой случается в школах, ходить на те или иные постановки, а воспитывать у молодого поколения потребность общаться с высоким искусством. Театр призван беречь и пропагандировать морально-нравственные ценности. 

Виктория Шамардина (в труппе с 2010 года, студентка-заочница театрального отделения Белорусской государственной академии искусств): – Выбор свой сделала еще в детстве, пошла в бабушку, которая очень хорошо пела и мечтала о сцене, но прабабушка отговорила ее идти по актерской стезе. Я же решила твердо, что буду артисткой. В школе ходила в театральную студию. Мой дядя работал в театре имени Маяковского, и когда я приезжала в Москву, меня проводили на спектакли. После школы задумала поступать в театральный вуз российской столицы, но потом, с родительской подсказки, поняла, что недостаточно к этому готова, и пошла для начала учиться в Витебский колледж. Потом попала на прослушивание в театр имени Якуба Коласа, и меня взяли.

Первая роль – Звезда в сказке «Я буду зоркай!», но настоящий дебют состоялся в спектакле «Легенда пра каханне» Леси Украинки, где я сыграла Мавку. Столько было страха! Мне очень помог режиссер Юрий Лизенгевич,  он замечательный педагог. Юрий Игоревич открывал во мне то, о чем я сама не знала. После премьеры плакала, казалось, не все сделала, что могла.

Мне нравится старый театр, к которому так трепетно относятся артисты старшего поколения. Наверное, нужна современная стилистика спектаклей, но молодежь привлечет в театр не суперсовременная постановка, а собственное желание прикоснуться к этому виду искусства. Воспитывать эту потребность должны семья, школа.

Анастасия Чистобаева  (пришла в театр в 2012 году после окончания Витебского государственного колледжа искусств): – Свою нынешнюю профессию я, можно сказать, выбрала случайно. На одном из занятий по белорусской литературе в 11 классе прочла отрывок из произведения Якуба Коласа, и учительница Татьяна Валентиновна Кулешова – спасибо ей! – сказала: «Настя, ты так замечательно читаешь стихи, может, пойдешь поступать в колледж культуры и искусств?». Я даже не знала о его существовании. Послушала совет педагога и выбрала данное учебное заведение. Мне очень нравилось учиться, не хотела останавливаться на достигнутом. На дипломном спектакле «Васа Железнова» меня увидели художественный руководитель Коласовского театра Валерий Анисенко и заслуженный артист Беларуси Вячеслав Грушов и пригласили в театр. Это было неожиданно, у меня даже руки тряслись от такого предложения. 

Когда вышла на сцену, поняла, что она очень отличается от учебной. Даже посыл голоса должен быть другим. Так что приходится постоянно учиться, поступила заочно в Академию искусств, но главные университеты – это работа над спектаклями, общение с артистами старшего поколения.

Когда я еще училась в колледже, очень нравился спектакль «Пазычанае шчасце» в постановке Вячеслава Грушова, и мне посчастливилось в нем дебютировать. Я играю Валерию – дочь главной героини. Режиссер позволяет быть свободной на сцене, действовать по задаче. Так получилось, что моя судьба в спектакле совпадает с личными переживаниями, и это помогает. Дебют, а он состоялся на гастролях в Могилеве, восприняла как шаг в неизведанное будущее. Поняла, что это мое, и без этого трудно жить.

Все начинается с родителей, если они с детства ребенка водят в театр, он вырастет и придет сюда сам. Мои коллеги неоднозначно относятся к театральным урокам, когда на спектакли заставляют ходить всем классом. Я же считаю: если из двадцати школьников один или два заинтересуются театром после такого обязательного просмотра, это уже хорошо. Современный театр, не отрицая классические постановки, должен искать новые формы. Одна из них – интерактивные спектакли, когда зрители становятся участниками действия, молодежи будет интересно вместе с артистами создавать нечто, здесь и сейчас.

*  *  *

В Международный день театра на коласовской сцене пройдет вечер памяти выдающихся мастеров Федора Шмакова, Зинаиды Конопелько, Владимира Кулешова, Георгия Дубова, Евгения Шипило, Иосифа Матусевича, Геннадия Шкуратова и других под названием «Актер оставляет частичку души…».

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА