Нашим собеседникам мы предложили ответить на три вопроса: что их привело в театр, как пережили дебют и чем можно привлечь современных, в частности, молодых зрителей в храм Мельпомены?
Для меня очень важно, что дебютировал на коласовской сцене в легендарном спектакле «Несцерка», мне доверили роль Юрася. Эта постановка считается визитной карточкой театра, и я с большим трепетом отнесся к работе. Приятно было слышать поздравления от коллег.
Театр должен быть на высоком уровне искусства, не гнаться за легковесными коммерческими постановками. Один театр на такой большой город – это немного. Он в некотором роде элитарное учреждение культуры, и для жителей Витебска должно быть престижно посещать храм Мельпомены. Не надо принуждать, как порой случается в школах, ходить на те или иные постановки, а воспитывать у молодого поколения потребность общаться с высоким искусством. Театр призван беречь и пропагандировать морально-нравственные ценности.
Первая роль – Звезда в сказке «Я буду зоркай!», но настоящий дебют состоялся в спектакле «Легенда пра каханне» Леси Украинки, где я сыграла Мавку. Столько было страха! Мне очень помог режиссер Юрий Лизенгевич, он замечательный педагог. Юрий Игоревич открывал во мне то, о чем я сама не знала. После премьеры плакала, казалось, не все сделала, что могла.
Мне нравится старый театр, к которому так трепетно относятся артисты старшего поколения. Наверное, нужна современная стилистика спектаклей, но молодежь привлечет в театр не суперсовременная постановка, а собственное желание прикоснуться к этому виду искусства. Воспитывать эту потребность должны семья, школа.
Когда вышла на сцену, поняла, что она очень отличается от учебной. Даже посыл голоса должен быть другим. Так что приходится постоянно учиться, поступила заочно в Академию искусств, но главные университеты – это работа над спектаклями, общение с артистами старшего поколения.
Когда я еще училась в колледже, очень нравился спектакль «Пазычанае шчасце» в постановке Вячеслава Грушова, и мне посчастливилось в нем дебютировать. Я играю Валерию – дочь главной героини. Режиссер позволяет быть свободной на сцене, действовать по задаче. Так получилось, что моя судьба в спектакле совпадает с личными переживаниями, и это помогает. Дебют, а он состоялся на гастролях в Могилеве, восприняла как шаг в неизведанное будущее. Поняла, что это мое, и без этого трудно жить.
Все начинается с родителей, если они с детства ребенка водят в театр, он вырастет и придет сюда сам. Мои коллеги неоднозначно относятся к театральным урокам, когда на спектакли заставляют ходить всем классом. Я же считаю: если из двадцати школьников один или два заинтересуются театром после такого обязательного просмотра, это уже хорошо. Современный театр, не отрицая классические постановки, должен искать новые формы. Одна из них – интерактивные спектакли, когда зрители становятся участниками действия, молодежи будет интересно вместе с артистами создавать нечто, здесь и сейчас.
* * *
В Международный день театра на коласовской сцене пройдет вечер памяти выдающихся мастеров Федора Шмакова, Зинаиды Конопелько, Владимира Кулешова, Георгия Дубова, Евгения Шипило, Иосифа Матусевича, Геннадия Шкуратова и других под названием «Актер оставляет частичку души…».
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА