Библиотека в агрогородке Шайтерово Верхнедвинского района — место особое. Здесь, говорят сельчане, спокойная, доброжелательная аура. Возможно, потому, что гостей встречают за накрытым белорусскими блюдами столом дедушка и бабушка — куклы-обереги, сделанные талантливой хозяйкой учреждения культуры. Надежда Захарич хорошо поет, играет на баяне, не один год блистала на сцене. А в зрелом возрасте поняла, что ее привлекают народные ремесла, проснулось желание вязать, вышивать, плести, делать «бабушкиных» кукол.
В пять лет меня научили вязать спицами, в семь – овладела крючком, в школе на уроках труда – кроем ткани и шитьем, – вспоминает Надежда. – Во взрослой жизни эти навыки понадобились, когда пришлось им учить дочерей. Старшая сначала увлеклась бисероплетением, потом захотела поучаствовать в конкурсе творческих работ «Бабулін куфэрак». Для исследования взяла традиционные вещи, которые создавали белорусские женщины, в том числе кукол-обереги. Вот эти куклы и стали не только ее, но и моим увлечением.
Руководитель клуба мастеров при Верхнедвинском Доме ремесел Елена Демешко считает, что куклы Надежды красивые, аккуратные, имеют свое лицо и настроение.
Два слова из этой характеристики – «лицо» и «настроение» — требовали уточнения. Традиционные народные куклы-обереги обезличены – у них нет глаз, бровей, носа, рта. Ведь наши предки верили: если у куклы нет лица, в нее не смогут вселиться злые духи, и она будет нести в себе только добро. Но, как ни странно, куклы без лица имеют характер, настроение…
– Это потому, что мастерица делает оберег по конкретному поводу и вкладывает в него тайный смысл, – объясняет Надежда Захарич. – Каждая кукла выполняет свои функции и имеет особенности: обереговая – должна защищать от несчастья и злых духов, игровая – вызывать интерес у детей. Если мне заказывают «на удачное замужество», мастеря куклу, думаю о мужчине с качествами, которые хотела бы видеть в муже девушка. Человек боится сглаза, желаю ему хорошего здоровья.
Куклу-оберег делают в один присест без использования иголки и ножниц. Нужные для изделия лоскутки ткани рвут руками, скрепляют нитками, наполняют зерном или сухими травами. Условий много, вплоть до размера куклы. Надежде нравятся небольшие, с ладошку, хотя они требуют большей кропотливости в работе.
– Бывает, что кукла так «раскапризничается», что на изготовление уходит день. То расцветку ткани «не принимает», то ленточки «не нравятся», — рассказывает мастерица. – Порой до десятка лоскутков поменяешь, пока не получится то, что задумано.
Кроме текстильных кукол, Надежда занимается изготовлением игрушек-амигуруми. Каких только зверюшек, сказочных героев не рождают ее фантазия и руки.
Работы Надежды Захарич пользуются спросом не только на Верхнедвинщине. Став постоянной участницей Города мастеров на «Славянском базаре в Витебске», она подарила их многим участникам и гостям фестиваля. В 2015 году, впервые попав на это массовое мероприятие, стала участницей конкурса народной игрушки и куклы «Забава» и была сразу же отмечена жюри.
В настоящее время Надежда Захарич заведует библиотекой в Шайтерово. Здесь она увлекла «кукольным» ремеслом юных читателей. Ведет несколько кружков, где детвора осваивает вязание, мотание аутентичных кукол и вместе с этим познает народные обычаи, традиции, учится видеть в них глубокий смысл.
Фото из личного архива Надежды ЗАХАРИЧ.