Автор: . Дата создания:

Балетом «Анна Каренина» в исполнении артистов Московского государственного академического театра имени Вахтангова в Витебске открылся XXXII Международный фестиваль современной хореографии.

Впервые за всю свою историю форум танца начался в понедельник и сразу задал эмоциональный тон на всю танцевальную неделю. Накануне показа спектакля по известному произведению Льва Толстого режиссер Анжелика Холина предупреждала, что ее «Анна Каренина» – не формат IFMC, но, судя по зрительскому приему, постановка вахтанговцев попала если не в точку, то в самое сердце. Зал оглушили овации, артисты несколько раз выходили на поклон, а после занавеса Анжелику и исполнителя роли Каренина – народного артиста России Евгения Князева, известного широкой публике по роли Мессинга в телефильме «Сын отца народов», засыпали вопросами.

В частности, ректор театрального института имени Щукина (эту должность Евгений Князев занимает после Владимира Этуша с 2003 года) рассказывал, как учился современной хореографической лексике. Толстой описывает Каренина как человека с неуклюжей походкой. Так что в отличие от партнерши – исполнительницы заглавной роли – Ольги Лерман, которая виртуозно владеет пластикой, ему не пришлось выполнять балетные па. Но танцевальная партия Каренина не выбивалась из общей постановки.

А еще Евгений Владимирович рассказал, что с особым чувством ехал в Витебск – родной город его любимого художника Марка Шагала.

Балет «Анна Каренина» на музыку Альфреда Шнитке поставлен в Вахтанговском театре семь лет назад. Сначала роман Толстого Анжелика Холина перевела на хореографический язык со своей танцевальной труппой в Литве, где его увидел главный режиссер театра имени Вахтангова Римас Туминас и пригласил поработать с драматическими артистами. Постановка имела большой успех не только на родной сцене, но и за рубежом.

– Я ищу эквивалент гармонии слова и смысла в пластике. Ведь каждое движение таит в себе смысл, адекватный слову, – поясняет режиссер-балетмейстер.

Кстати, имя Анжелики Холиной известно в европейских и американских балетных кругах, ее работы отмечены премиями на международных балетных конкурсах в Лозанне, Варне, Москве, Париже, Токио, Нью-Йорке, Стокгольме, Мюнхене и Хельсинки. Хореографа приглашают на постановки танцевальных сцен в фильмах компании «Уорнэр Бразерс». А в этом году Анжелика вошла в состав жюри национального конкурса IFMC. А возглавит его, уже в который раз, известный хореограф, художественный руководитель академического театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару.

– Все члены жюри готовы открыть свои сердца навстречу творчеству. Покорите нас, –  обратился хореограф к конкурсантам.

В нынешнем национальном конкурсе участвуют 25 коллективов, четыре из них – витебские. Это проект Renovation, театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, школа танца «Менада» и коллектив «МаКроМир». Со вчерашнего дня проходят закрытые туры, в результате которых выберут лучших. Публичные финалы состоятся в пятницу, а в субботу на торжественном закрытии фестиваля назовут имена победителей.

Разнообразна гостевая программа. Поклонники «Киев модерн-балета» вчера посмотрели мировую премьеру спектакля «Вий». Впереди встреча с преданным другом IFMC – Пермским государственным театром «Балет Евгения Панфилова», который привез две премьеры: одноактные балеты «Лабиринт» и «Человек воздуха». Увидят в Витебске и лучший спектакль международного форума танца Tanzmesse-2018 в Дюссельдорфе – Oskara в исполнении испанской компании танца Kukai Dantza, а также постановку  бельгийского хореографа Яна Мартенса.

В холлах концертного зала «Витебск», где традиционно проходит фестиваль, открылись выставки фотографа Игоря Гусакова и скульптора Сергея Сотникова. Сергей назвал свою экспозицию «На краю Вселенной», где своя космическая режиссура и пластика простых форм: шара, полусферы, кольца, эллипса.

– Международный фестиваль современной хореографии – это культурный бренд Беларуси. Мы делаем все, чтобы нашу страну, хореографическое искусство знали во всем мире, – отметила со сцены IFMC первый заместитель министра культуры Беларуси Наталья Карчевская, которая называет себя хореографом в чиновничьем отпуске.

Наталья Владимировна сама стояла у балетного станка, танцевала на сцене Молодежного театра эстрады, затем была деканом факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства в университете культуры. Поэтому этот вид искусства ей близок. Как, впрочем, и людям, не имеющим специального образования, но любящим танец модерн и каждый год ждущих фестиваль, дарящий Витебску встречи с высоким искусством.

Фото и видео Александры Ходюковой.