В «Арт-пространстве» на Толстого, 7 открылась благотворительная экспозиция «Имена» по мотивам статей одноименного журнала о белорусских судьбах с трагическим оттенком. На ней вы не найдете классических живописных работ, зато проведете «135 часов» с Кириллом Дёмчевым из Витебска. В Минске арт-проект показали в мае этого года. За две недели его посмотрело более 2 тыс. человек.
Чтобы показать проблему обездвиженных людей, студент 4-го курса ВГУ им. П.М. Машерова пятнадцать дней находился в столичном выставочном центре в условной изоляции, был прикованным к кровати ремнями. Сегодня мы можем занять место концептуального художника в боксе и послушать аудиодневник его переживаний. Корреспондент «ВВ» также попыталась взглянуть на социальные проблемы через призму современного искусства.
В Витебске возобновлены 6 из 10 творческих экспериментов, представленных в столице, но фотографии и описания есть к каждой истории. На протяжении полугода художники встречались с героями медиаплощадки в надежде заставить будущих зрителей выйти из зоны комфорта.
– Большинсво из нас никогда не имели контактов с людьми, имеющими аутизм, синдром Дауна и прочими особенностями развития. Мы не знаем как вести себя в их присутствии. «Имена» позволяют сделать первый шаг. Оказывается, через искусство можно приобрести новые знания и лишиться боязни общения с особенными людьми, – говорит куратор выставки Антонина Стебур.
«Начинал видеть свое тело со стороны»
За основу инсталляции «135» часов витебский художник Кирилл Дёмчев взял очерки о заложниках своих тел, Игоре Цурилове и Юрии Кашином.
Игорь родился с детским церебральным параличом. Его мать и отец давно ушли на тот свет, а сестра переехала в другую страну. Продукты питания 47-летнему мужчине несколько раз в неделю доставляет соцработник.
Юру парализовало в результате лайм-боррелиоза. Прошлым летом в возрасте 55 лет белорус скончался. Поэтому выбранная тема оказалась для художника максимально близкой.
– Я и предположить не мог, насколько это тяжело испытывать одиночество, тоску и беззащитность, – поделился Кирилл.
– Ты сразу нашел способ отображения данной проблемы?
– Подумал, если возьму изначально «мертвую» форму искусства, например, плакат, то она быстро забудется. Используя же свое тело в виде инсталляции, напомню, что инвалиды не могут выполнять элементарных вещей, и вызову вопросы. Как правило, люди делятся тем, что увидели, и стремятся иметь на этот счет собственное мнение. Культура – это коллективная память.
– Как на протяжении двух недель ты справлялся с физиологией?
– Естественно, пришлось поголодать. Будем считать, что за это время не только похудел, но и очистился. Когда вставал с постели, чувствовал слабость и пониженное давление.
– С какими реакциями тебе пришлось столкнуться в процессе инсталляции?
– Многие боялись подойти и обходили стороной. Кто-то пытался пощекотать, предлагал поправить одеяло, оставлял обед, а кто-то спрашивал, сколько мне за это платят, и делал совместное селфи.
Примерно через два часа после открытия я понял, что молчать, как задумывалось, не выйдет. Сам разговор никогда не заводил, хотя случались беседы и по четыре часа. Тогда пришел к выводу, что самое важное во всей этой истории – человеческое общение на равных.
Приезжало много колясочников. Они могли бы решить, что это несерьезно или комично. Однако никто не высказал недовольство, а один даже успокоил фразой «Держись, братан!».
– О чем думал, когда оставался наедине с собой?
– О жизни без суеты. Обычно ты живешь или прошлым или будущим, вспоминаешь или планируешь, здесь же получилось почувствовать настоящее. Если мимо проходили люди, начинал видеть свое тело со стороны.
– О чем ты думаешь сейчас?
– Наверное, что нужно отдалиться от грандиозных планов и ценить каждый миг, особенно когда все хорошо, когда присутствует свобода.
По ту сторону эстетики
Выставка «Имена» в «Арт-пространстве» на Толстого, 7 будет работать до 15 октября 2017 года ежедневно с 11:00 до 19:00. Стоимость входного билета – любая сумма.
– Мы собираем пожертвования исключительно в поддержку общественных организаций, которые решают социальные проблемы, – пояснила руководитель проекта «Имена» Екатерина Синюк.
Андрей Духовников, директор Витебского центра современного искусства:
– То, что мы видим, это попытка нашей страны посмотреть на современное искусство не со стороны эстетики, а с точки зрения рождения эмоций и сопереживания.
Сергей Гудилин «Как прекрасны они»
Сергей Гудилин представляет фото молодого минчанина с ДЦП. Павел может двигать только пальцами ног. Юноша научился печатать на клавиатуре и писать полные ярких красок картины, которые присутствуют на выставке. Очевидно, что его мировоззрение созвучно нашему. Он умеет мечтать, любит свою семью, море и дельфинов, а также цветы, которые часто рисует, ведь они так прекрасны.
Сергей Шабохин «Источник света»
Сергея Шабохина волнует тема незрячих людей. Его герой Александр работает на заводе «БелТИЗ». Несмотря на погрешности в здоровье и мизерный доход, слепой мужчина излучает невероятный оптимизм. Каждый вечер, возвращаясь домой и включая свет, он говорит: «Я хочу, чтобы знали, что здесь живет человек». По аналогии на стене изображена огромная розетка, которая сама не светит, но при определенных манипуляциях дает импульс электроприборам. А рядом стоящая четырехметровая скамья символизирует типичную многоэтажку.
Маша Святогор «Переход»
Маша Святогор исследует сиротство и хочет показать, что тотальная неустроенность – это опыт, который есть у каждого из нас. Когда-то, переезжая в другой город или заканчивая университет, мы оказывались в подвешенном состоянии. Для создания коллажей, где фигуры родителей всегда находятся в расфокусе, девушка использовала семейный фотоархив.
Максим Ясинский «Отличие и повторение»
Максим Ясинский задумывается о коммуникации между аутистами, которые зачастую не понимают смысл общения. Тогда их учат выражать свои желания при помощи карточек ПЭКС, визуально похожих на посты в Инстаграмм. По хэштэгу #поймиаутизм художник отслеживает картинки, описывающие человеческие ценности, и клеит их на доску. Выясняется, что у людей очень много общих интересов.
Арт-группа Hutkasmachna«Sanktuary»
Действуя в направлении паблик-арта, ребята меняют городское пространство. На этот раз они знакомят прохожих с кланом бездомных. Города Беларуси поразительно чисты в противовес тому же Нью-Йорку, где бомжи ночуют на ступеньках Национального музея. К непрезентабельного вида картонным коробкам авторы добавляют элементы высокой архитектуры, открыто заявляя, что красивая макулатура совсем не пригодна для качественной жизни.
Главная цель проекта «Имена» – построение сообщества равных и разных. Ведь гражданская инициатива не спускается «сверху», она зависит от конкретного действия каждого из нас.
Фото Александры ХОДЮКОВОЙ