– Начнем со смены имени. Это отразилось на смене характера? И откуда ваш псевдоним?
– Для родных и близких я по-прежнему Юра, никакой двуличной истории у меня не произошло. Наверное, можно было придумать какую-то красивую легенду, откуда появился псевдоним Тео, но ее нет. Хотя на одной из пресс-конференций в Копенгагене журналисты задали этот вопрос. Сказал, что меня так хотела назвать бабушка, но папа был против! И вы знаете, поверили!
– Что вам дало участие в «Евровидении», причем весьма успешное?
– Безусловно, творческая жизнь изменилась. Но меня больше поразило отношение незнакомых людей, простых белорусов, прохожих, которые останавливали на улице, пожимали руку и говорили спасибо. Я отвечаю: «За что, ведь только 16-е место?» И слышу: «Для нас как первое». У каждого были свои выводы по поводу победителя того года (Кончита Вурст. – Прим. «ВВ»), но интерес к конкурсу в нашей стране возрастает. У ловких европейцев как-то получается поднимать рейтинг шоу до зашкаливания. Та же победа Вурст продлила жизнь «Евровидения» на год в очень бурном режиме, все еще долго обсуждали увиденное. Поражает и профессионализм технической службы, на высоте всё, что происходит на сцене и за кулисами. В общем, крутой музыкальный форум, артистам следует там побывать.
– Тео, некоторые белорусские исполнители стремятся расширить географию своих выступлений и делают попытки покорить Москву. У вас есть такие планы?
– Беларусь, конечно, небольшая страна. В России гастролировать можно намного дольше! Тем не менее, у нас стартовал концертный тур по Беларуси. Отечественная эстрада отличается от российской тем, что у нас слова «шоу» и «бизнес» стоят отдельно. Продюсеры не очень хотят вкладываться в артистов, в видеоконтент, есть опасения, что деньги не вернутся. У меня нет продюсера, песни пишу сам, выступаю аранжировщиком. И здесь этого достаточно. К тому же есть закон, который поддерживает белорусских артистов. Так что заявить о себе в Беларуси намного проще.
– В том числе и благодаря конкурсам, на которых многие известные сегодня певцы засветились. Тот же конкурс молодых исполнителей на «Славянском базаре в Витебске»…
– Безусловно. Но мне кажется, что в витебский конкурс нужно привнести что-то новое. Когда вокалист выходит на сцену, это уже не просто вокалист, а артист. Конкурсанты должны не забывать о других приемах расположить к себе зрителя, а не делать ставку только на голос. В основном все выбирают песни, в которых можно более полно раскрыть свой диапазон. Но хотелось бы увидеть готовых артистов: людей, которые умеют красиво петь, танцевать, подавать себя. Тогда будет интересная качественная борьба.
– В концертном туре помимо «Чизкейка» прозвучат и новые песни?
– Эту композицию по популярности пока никакая другая из моих не превзошла. Но новые есть, готовлю первый сольный альбом. Песни о разном: о любви, переживаниях, эмоциях.
– Все чаще вас можно увидеть в качестве ведущего телепрограмм и концертов. Музыка не остается без внимания?
– Опыт работы на телевидении был еще до «Евровидения», в частности, в программе «Наперад у мінулае», где мы занимались поисками фольклора, впоследствии я отвечал за его аранжировки. Недавно был проект «Я могу!», это, конечно, более громкое рейтинговое шоу. Что для меня важнее? Музыка. Что интереснее? К счастью, мне интересно многое: написание песен, исполнение, аранжировки, телевидение… Но доминирует сольная карьера.
– Вы принимали активное участие в телепроектах, посвященных юбилею Победы. Какие военные песни самые любимые?
– «Брестская улица на Запад нас ведет…», очень задорная! Нравится и «Три танкиста». Вообще, если говорить о песнях того времени, они все честны, неподдельны, с глубоким текстом и историей.
– Когда пишите музыку, должна быть какая-то особенная обстановка?
– Нет. Это может произойти случайно либо вообще так: «Надо!» Сел и написал. Музу не жду.
– Творческим людям сложно придерживаться определенного режима дня или питания, чаще всего все хаотично. У вас так же?
– Я люблю просыпаться в 12 или в час дня, это для меня идеальное утро. Обожаю хорошенько поспать, что сделать в полной мере мне редко удается. Стараюсь организовывать такой отдых по воскресеньям, могу вообще не выходить из дома, отсыпаться на неделю вперед. Что касается питания, режима никакого нет, ем, что захочу, главное знать меру. Люблю готовить гороховый суп с копченостями. Если говорить о любимом блюде, то это котлеты. Да, мамкины котлеты!
– В нашей стране актуализировалась мода на активный здоровый образ жизни. Вы «за»?
– В спортзал хожу обязательно, посещаю бассейн. Летом приобрел велосипед. Так что я в теме.
– Поделитесь советом, как в Беларуси стать известным музыкантом?
– Я родом из Кобринского района, но не думаю, что есть какое-то различие – горожанин ты или нет. Все зависит от воспитания, от того, в какой семье растет ребенок. Я всегда спокойно делал свое дело, никогда не гнался за популярностью, к которой некоторые так сильно стремятся. Просто получал и получаю удовольствие от своей работы. Это важно. Тогда и придет успех.
Справка:
Юрий Ващук родился в 1983 году в деревне Хидры Кобринского района Брестской области. Окончил школу искусств по классу баяна.
Окончил Гродненский колледж искусств и Белгосуниверситет культуры и искусств (эстрадное отделение, класс вокала).
С 2000 года является солистом Национального концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга.
В 2014 году представлял нашу страну на «Евровидении» и с песней «Cheesecake» вышел в финал конкурса.
Фото Антона Степанищева.