В этом году Лиозненская детская школа искусств отмечает 60-летие. Чем она отличается от других и чем привлекательная для одного из старейших хормейстеров Витебской области — Бориса Кожевникова, узнала корреспондент «ВВ».
Чтобыисполнить сонату нужно иметь музыкальные инструменты и уметь читать нотную запись, а чтобы составить мнение о музыкальной школе, нужно познакомиться с ее педагогами и учениками – партитурой и оркестром этой большой симфонии.В мир творчества и музыки мы с Борисом Кожевниковым отправились из Витебска на дизеле. Он преподает в Лиозненской детской школе искусств и такие поездки совершает четыре раза в неделю.
Под звуки поезда
Дороги и путешествия – панорама жизни Бориса Гавриловича. Родился он в Берлине: там служил его отец после Великой Отечественной войны. Через шесть лет семья переехала в Россию.
– Папа –профессиональный военный, командир полка – был очень музыкальным, играть на фортепиано его научил повар полковой столовой – выпускник музучилища, – рассказывает Борис Гаврилович. – Я же начал выступать, едва начав ходить. Брал табурет, ставил в центр комнаты: «Я артист, буду вам петь!». До сих пор тепло вспоминаю наши домашние концерты, когда по праздникам собирались сослуживцы отца.
Потом наш герой учился в музыкальной школе в Воронеже, музыкальном училище в Пензе, окончил дирижёрско-хоровой факультет Казанской государственной консерватории. Армейскую службу проходил хормейстером Ансамбля песни и пляски Краснознамённого Тихоокеанского флота во Владивостоке, остался там преподавать на кафедре хорового дирижирования Дальневосточного института искусств, а после работал в Казанской академии культуры и искусств. В Беларусь, признается, его привел жилищный вопрос.
– Меня пригласили в школу с музыкально-хоровым уклоном в Барановичах и предложили, а у меня к тому времени уже были жена, сын и дочь, трехкомнатную квартиру, – говорит он.
Мелодизм белорусских песен вызвал у Бориса Кожевникова неподдельный интерес. Он выпустил около 12 сборников для хоров, его ученики выступали на конкурсах не только в Беларуси, но и в Польше, Словакии, Чехии, Австрии, Дании, Франции, дважды приезжали в Витебск на детские фестивали, которые проводил Виталий Раузе.
– Он меня и позвал преподавать на открывавшуюся тогда музыкальную кафедру в ВГУ,– рассказывает Борис Кожевников. – Параллельно я сам получил второе высшее музыкальное образованиев Польше.
Борис Гаврилович живет в Беларуси и активно работаетуже 41 год, награждён Грамотой Министерства образования Республики Беларусь за достигнутые успехи в хоровом искусстве студентов и преподавателей, является стипендиатом фонда Президента Республики Беларусь, членом Ордена «Шенон» (Франция) за развитие культурных связей Беларуси и Франции.
– У меня перед глазами пример моих профессоров. Один проработал до 96 лет, второму – 84 года, он до сих пор трудится, ему интересно все новое, – говорит он.
Со многими коллегами и студентами Борис Гаврилович поддерживает связь: ездит в гости в Латвию, Казань, другие страны и города. Знакомства привели его и в Лиозно – бывшая выпускница предложила работу, он согласился.
Станция «Лиозно»
О своих лиозненских учениках Борис Гаврилович готов рассказывать и день и ночь.
– В Лиозно меня поразили люди, они чистосердечные и открытые, – отмечает преподаватель. – В школе царит творческая атмосфера, все на своем месте, великолепно работает профсоюз.
По дороге к школе Борис Гаврилович делится секретами педагогического мастерства:
– С детьми нужно общаться как с равными, уважать и понимать личность каждого. Я преподаю на вокально-хоровом отделении и учу играть на фортепиано. В методике придерживаюсь принципов Георгия Струве, который перестроил сольфеджио в России.
С теплотой Борис Гаврилович отзывается о белорусском песенном фольклоре, особенно «Купалінке» и «Касіў Ясь канюшіну», которые понравились ему сразу же, как он их услышал.
– Многие коллективы поют эти песни в моей обработке. Плюс сделал славянский триптих из белорусской «Лявонихи», русской «Ах, ты степь широкая» и украинской «Ой, лопнув обруч» и отправил такой подарок в Пензу симфонической капелле. Более того, я с удивлением обнаружил, что, живя в Беларуси, полюбил белорусский мелос больше российского, – говорит Борис Гаврилович.
Преподаватель не сомневается, что у музыки нет границ, а также любит высказывание композитора Сергея Рахманинова: «Музыки хватит на всю жизнь, но жизни не хватит на музыку». Эта фраза записана в дневниках у детей и на стене класса, куда мы пришли.
За пение – карамелька
По приветствию, с которым дети встретили своего преподавателя, видно, что они его очень любят и уважают.
После распевки ребята дружно направляются в зал, где будут давать два концерта подряд для преподавателей и учащихся учреждений образования.
– Я хожу в музыкальную школу с пятого класса, в этом году оканчиваю, играю на фортепиано, пою в хоре, изучаю музыкальную литературу. Мне нравится учиться у Бориса Гавриловича, он очень хороший преподаватель,– рассказывает Валерия Державцева. – Был момент два года назад, когда мне захотелось бросить, но мама настояла, сказала, что раз получается, надо довести дело до конца, чему я теперь очень рада.
Для Валерии музыка – отдушина, она не знает, будет ли связывать свою жизнь с музыкой дальше, сейчас на повестке дня экзамены в двух школах.А вот пятиклассник Артем Лабусовеще только в начале пути. В музыкальную школу он пошел в третьем классе после прослушивания.
– Борис Гаврилович сказал, что у меня талант и его нужно развивать. Играю на двух инструментах: фортепиано и кларнете. Больше нравится кларнет, на нем я за неделю могу выучить новое произведение, – говорит он. – Дома часто пою любимые песни или те, что задали.Мама и папа – мои первые слушатели и поклонники.
К слову, после концертов каждый юный музыкант получает карамельку за пение – такую традицию установил Борис Гаврилович для своих учеников.
Неделя музыки
14 мая в Лиозненской ДШИ пройдет последний и самый масштабный из семи концертов Недели музыки. Он посвящен важному событию – исполнилось60 лет как школа обучает детей искусству.
– У нас прошло несколько мероприятий в честь юбилейной даты, в том числе концерт симфонического оркестра Витебской областной филармонии, – рассказывает Борис Гаврилович.
Творческим духом пропитано, кажется, и само здание Лиозненской ДШИ, ведь в 1947 году его оформляла художественная мастерская из Минска, а работы известного витебского художника Геннадия Шутова до сих пор украшают стены школы.
– Атмосферой любви к искусству школа обязана ее директору Александру Борисевичу, – замечает Борис Кожевников. – Сегодня ее поддерживать, на мой взгляд, намного сложнее, чем пару десятилетий назад. Сначала школа была только музыкальной, но в 1987 году открылось отделение хореографии, учебное заведение стало школой искусств. В 2016-м году здесь открылось хоровое, а в 2019-мхудожественное отделение.
Помимо детских творческих коллективов в школе есть вокальная эстрадная группа «Консонанс» и оркестр народных инструментов, которые в 2020 году подтвердили звание «Народный».
– Особенной школу делают известные выпускники, например, среди первых учащихся были будущие член Союза композиторов Беларуси Владимир Полуэктов и народный артист Республики Коми Анатолий Измалков, сестры Калиновы, которые сегодня работают в музыкальном колледже в Новополоцке и многие другие, – завершает рассказ о себе и школе Борис Гаврилович.– Хотелось бы, чтобы музыкальное образование в райцентрах и малых населенных пунктах было так же востребовано и популярно, как и в больших городах.
Вечером преподаватель снова сядет на дизель и вернется в Витебск, где его ждут жена и звонки по скайпу от детей, родственников, коллег и друзей со всей Европы. Мы расстаемся с ним на перроне лиозненского вокзала, но какая-то неуловимая, возвышенная мелодия еще долго звучит в моей душе.
Фото Алёны КОЛОСОВОЙ.