Игорь не первый раз выезжает со своими изделиями в зарубежье. Так, в свое время он был направлен Министерством культуры Беларуси в Венесуэлу, когда налаживались мосты дружбы с этой латиноамериканской страной. Часто бывает на фестивалях в Польше, Латвии и Литве, проводит семинары для детей и дает мастер-классы нашим соседям.
Сам Игорь Евстихов стал заниматься художественной обработкой кожи уже будучи взрослым человеком. До 33 лет, говорит, пребывал в поиске своего пути. Хотя, казалось, все подталкивало к скорняжному ремеслу. У прадеда была своя мастерская на берегу Двины, он изготавливал сапоги и хомуты. Мать работала директором «Сапожка», старший брат-предприниматель тоже наладил бизнес, связанный с ремонтом обуви.
– В Дели на улице ювелиров буквально из пыли выкапывал уникальные вещи. На виду-то лежит главным образом ширпотреб с наброском фальшивой мишуры, – поясняет Игорь и раскладывает, как он говорит, «настоящие» изделия из камней, слоновой кости, металла.
Все это пойдет в ход, как и кожаные индийские сумки, их он собирается распотрошить. Рассказывает, как однажды нашел у мусорного бака старый плащ, по цвету и фактуре как раз такой материал, который искал для новой работы. Признается, что не любит всякие поделки из кожи: картины, плетеные бутылки. Вещь, считает, должна приносить пользу, служить людям.
Когда Игорь Евстихов защищал звание народного мастера, взял тему дохристианской Руси. Он часами может рассказывать о языческих богах, из которых особо выделяет Велеса – покровителя искусств, владыку чародейства. В своих изделиях использует старинные символы, славянские руны. Кожа – самый древний материал, освоенный человеком. Обрабатывать ее люди научились издавна. Первую одежду мастерили из шкур животных. Воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища были сделаны из кожи. Умельцев, работающих с этим материалом, народ ценил и воспевал в мифах и легендах. В Новгороде при археологических раскопках были найдены остатки кожевенных мастерских, предположительно датированные XI-XII веками, а также сохранившиеся поршни – сделанную из одного куска кожи обувь, которая собиралась вокруг щиколотки на ремешке. Игорю доводилось видеть древние экземпляры. Освоил он и старинные технологии, гравировку XIII-XIV веков, но подчеркивает: его работы в традиционной технике выполнены современным мастером.
– Ценность ручной работы в том, что ее нельзя повторить. Даже хорошая копия будет отличаться от оригинала, но и стоят изделия мастера недешево. Кстати, прежде люди небогатые шли в город пешком, а перед крепостными воротами надевали поршни, – поясняет Игорь.
Рассказами о славянской культуре, тонкостях мастерства он увлекает своих учеников, которые приходят в студию «Эксклюзив», кстати, единственную в своем роде в Беларуси, получившую звание образцовой. Работа с кожей кропотливая, не все выдерживают многочасовые занятия, но кто входит во вкус ремесла, уже не бросает это дело. Некоторые студийцы Игоря Евстихова стали членами Белорусского союза мастеров, а сам он получил звание народного мастера пожизненно.
Не успел Игорь распаковать сумки, привезенные из Индии, как стал собираться в дорогу – витебского умельца пригласили в Минск на выставку-ярмарку сувениров и подарков ручной работы «Млын-2014». Впереди – новые поездки и новые изделия, которые уже зародились в голове и скоро воплотятся в эксклюзивных кожаных сумках, поясах, подвесках от Игоря Евстихова.