В городе на Двине художник, живший в Смоленске, бывал еще в подростковом возрасте и даже занимался в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. А в 1919-м по приглашению Марка Шагала возглавил архитектурную мастерскую Витебского народного художественного училища. Затем с Казимиром Малевичем создавал авангардное художественное объединение УНОВИС. Вместе с другими учредителями нового искусства декорировал здания города к праздникам в супрематическом стиле, устраивал выставки, философские диспуты. В Витебске впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий, который сегодня известен всем любителям изобразительного искусства.
В1920-1921-х годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» (над которой до него трудились Казимир Малевич и Вера Ермолаева) как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки. К сожалению, эта постановка не была осуществлена, единственным свидетельством грандиозного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Папка с литографированными фигуринами, как называл свои эскизы художник, опубликована в Берлине в 1923 году.
Для воспроизведения на одном из зданий Центра современного искусства была выбрана фигурина «Новый». Как пояснил директор ВЦСИ Андрей Духовников, она символизирует движение вперед, к новому пространству, победу над старыми привычными понятиями. Такая же задача стоит и перед центром.
Эскиз Эль Лисицкого перенесли на стену художники-дизайнеры Кирилл Демчев, Антон Левадний, Полина Балашова, Степан Дроздов и Игорь Сидоров. В прошлом году они же восстановили эскиз Казимира Малевича «Смерть обоям» на доме, стоящем на пересечении улиц Ленина и «Правды».
Проект в «Арт-пространстве» на Толстого, 7 приурочен к 95-летию УНОВИСа, которое будет отмечаться в следующем году.
Эль (Лазарь) Лисицкий - для Витебска фигура значимая, но не менее важную роль и сам город сыграл в его судьбе. Живя в Смоленске, Лисицкий приезжал в Витебск, где занимался в Школе рисования и живописи Иегуды Пэна. А в 1919 году прибыл сюда уже работать. В Витебске он тесно общался с Марком Шагалом и сюда же пригласил в скором времени Казимира Малевича. Всего полтора года, проведенные в этом городе, превратились в эпоху, создавшую того Эль Лисицкого, которого узнал весь мир. Это произошло под влиянием революции, общения с Малевичем, а также деятельности созданного ими "УНОВИСа".
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА