Международный фестиваль современной хореографии, прошедший в Витебске в 31-й раз, определил главные направления движения танца модерн, который волнует сердца и умы людей вот уже более ста лет.
Знатоки в области этого вида искусства трактуют современную хореографию как возможность высказаться, задуматься о серьезных вещах, достучаться до сердца зрителей. Танец модерн называют философией тела. Постановщику и исполнителю важно быть услышанным и понятым.
– Я согласен с моим другом, замечательным белорусским хореографом Валентином Елизарьевым, сказавшим, что современный танец – это искусство мысли. Появилось много хореографов, которые мыслят современно, не движениями, а искусством человеческого тела. Работают не как ремесленники, а как художники. Это большая заслуга витебского фестиваля. IFMC – самый престижный конкурс на постсоветском пространстве. Он мне дорог. Каждый раз, приезжая сюда, я чему-то учусь, узнаю, что происходит в мире современного танца, – сказал теоретик и педагог, профессор Пекинской академии танца, постоянный президент комитета Искусства балета Китая Сяо Сухуа.
Форум танца можно поделить на две равнозначные части: гостевую программу и конкурс. И мнения зрителей разделились, какой отдать предпочтение. Именитые гости привезли яркие, зрелищные постановки, которые стали настоящим праздником, пиршеством для глаз. Это и «Калигула» в исполнении Московского губернского театра, и «Спящая красавица» «Киев Модерн-балета», и «Увертюры Россини», которые привезла на фестиваль итальянская компания Spellbound Contemporary Ballet. Спектакль, приуроченный к 150-й годовщине со дня смерти итальянского композитора, стал эмоциональным завершающим аккордом IFMC – 2018.
А вот постановки любимца публики пермского театра «Балет Евгения Панфилова» вызвали неоднозначное отношение. Если две из них - балет-сюиту «Tolstoy» и спектакль «Паноптикум» - зрители встретили традиционными овациями, то на спектакле-трибьюте «Звезда 62090» многие покидали зал.
«Tolstoy» поставлен по мотивам произведений Льва Толстого. Творчество великого писателя, 190 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, объединило шестерых хореографов, которые представили свое видение шести рассказов. Каждая часть предварялась чтением текста Толстого, которое вводило зрителя в атмосферу действия.
Спектакль «Паноптикум» Алексея Расторгуева также имеет литературную основу – короткие рассказы Ивана Тургенева. Вчитавшись в произведения классика, хореограф с помощью языка пластики предложил порассуждать, что такое свобода.
«Звезда 62090» посвящен музыканту Виктору Цою. В названии обыгрываются даты его рождения и смерти певца – 1962-1990 годы. Это премьера 2018 года. Постановщика Сергея Райника на создание спектакля подвигло совпадение цифр: часы, когда Виктор Цой ушел из жизни, показывали 12.28, ему было 28, и в этом году исполняется 28 лет со дня его гибели в автокатастрофе. Многие поклонники пермского театра и творчества Виктора Цоя ждали эту постановку, но для большинства она не стала откровением.
А вот конкурсная программа была на высоте. Председатель международного жюри известный украинский хореограф Раду Поклитару признался, что в этом году испытал счастье от увиденных работ. Все отмечали, что номера, не прошедшие в финал, могли бы стать лауреатами конкурсов прошлых лет. Музыкальный и театральный критик, член жюри Национальной премии России «Золотая маска», председатель экспертного совета IFMC – 2018 Лариса Барыкина подчеркнула возросший уровень белорусских хореографов.
– Беларусь перестала быть провинцией танца. Ваша страна находится на границе между постсоветской территорией и Западом. Стала видна информированность, умный анализ и переосмысление происходящего по обе стороны, – сказала теоретик танца.
Из 12 работ, прошедших в финал, четыре белорусские, в том числе две витебские: «Соло для контрабаса» театра-студии современной хореографии Дианы Юрченко и «Тонко. Хрупко. Остро» – проект «Свой почерк» хореографа Марины Кушнеровой. Правда, они не получили наград, а вот постановки минских хореографов: «Look» Владимира и Ивана Слижиков, Дарьи Тарасовой и «Переход» Дмитрия Беззубенко - разделили с конкурсной работой «Alpha» киевлянина Владислава Детюченко вторую премию. Третья присуждена Артему Шошину из Киева за постановку «Пропала я».
Первая премия досталась Риме Пипоян из Армении за работу «Женщина перед принятием решения». Танцовщица призналась, что не любит конкурсы, но в Витебск стоило приехать ради встречи со зрителями, овации которых стали для нее большей наградой, чем оценка жюри. «Эти эмоции останутся на всю жизнь», – сказала Рима.
Увидев в списке конкурсантов исполнителей из Китая, многие завсегдатаи IFMC сразу предположили, что главный приз вновь улетит в Поднебесную. А после увиденных на сцене «Взрослых игр» всякие сомнения развеялись – это Гран-при. Так что решение жюри не стало сюрпризом. Как потом выяснилось в разговоре с победителями – студентами пятого курса Центральной академии драмы из Пекина, их выступление – дебют на конкурсе.
Как и для хореографов, которые прежде ставили постановки только для учебной сцены. Но в академии большое внимание уделяется хореографии, классической, народной и современной, изучаются разные лексики, оттачивается мастерство. Студенты и их педагог признались, что очень гордятся победой на витебском фестивале, который считается одним из престижных в мире современной хореографии.
Специальной премией имени Евгения Панфилова в этом году наградили хореографа Илью Оши из Вологды за конкурсную работу «О главном мне не успели сказать. О главном я не успею…». Обладателями специальных премий, которые традиционно вручает экспертный совет (в этом году они называются «За актуальность и социальную значимость»), стали хореограф Вито Альфорано и AlphaZTL Dynamic Art Company из Италии за работу «VIOLA(TA)» и Денис Чернышов из Челябинска за «Одуванчики».
Как отметила Лариса Барыкина, эти постановки передают внутренний монолог на актуальные темы. Символично, что работа итальянцев, поднимающая тему насилия женщин, была отмечена наградой в Международный день борьбы за ликвидацию насилия над женщинами, который отмечается в мире 25 ноября.
И это знак того, как современный танец отзывается на животрепещущие темы сегодняшнего дня и жаждет быть услышанным обществом.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА и Петра Чимковского.