Автор: . Дата создания:

В Национальном академическом театре имени Якуба Коласа поставили спектакль «Дурнiчка» по известной пьесе Лопе де Веги.

«Дурочку» испанский драматург написал более 400 лет назад, и все прошедшие годы пьеса не сходит с театральных подмостков. Когда Гарсиа Лорка ставил эту комедию в Буэнос-Айресе в 1934 году, он сказал: «Дурочка» – это зеркала и золотые скрипки».

По произведению Лопе де Веги снято несколько фильмов. Актеры с упоением играют любовь и ревность, глупость и расчет. Искренние признания и искрометные шутки звучат на разных языках мира, в том числе и на белорусском.

На коласовской сцене уже шла эта пьеса, в спектакле были заняты замечательные артисты: Тамара Шашкина, Нина Левашова, Галина Королькова, Владимир Кулешов. И спустя 50 лет после премьеры в 1968 году к «Дурочке» обратился нынешний художественный руководитель театра Михаил Краснобаев.

Как пояснил свой выбор постановщик, драматургический материал дает возможность занять актеров разных поколений. Молодежи нужно учиться на классике, да и опытным артистам нечасто приходится говорить со сцены стихами и играть в исторических костюмах эпохи позднего барокко. Хотя режиссер и придерживался текста пьесы, но прочитал ее по-своему – с лирическим настроем.

И в спектакле на первый план вывел большое и светлое чувство, способное совершить чудо. Конечно, в  постановке хватает и юмора, и комичных ситуаций, но лейтмотив ее – Любовь.

Сюжет незамысловат. У мадридского гранда Октавьо (заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько) на выданье две дочери: красавица и умница Ниса (актриса Юлия Крашевская) и простодушная Финея (Светлана Суходолова), которую прозвали дурочкой. Если у первой нет отбоя в женихах, то подобрать мужа для второй непросто, молодых людей отпугивает откровенная глупость девушки и даже не прельщает большое наследство, которое ей оставил дядюшка.

Вот и очередной претендент на руку Финеи дворянин Лисео (Тимур Жусупов), которого присмотрели для нее в другом городе, прознав про неразумность невесты, сразу переключил внимание на ее сестру.

Зато возлюбленный Нисы – бедный поэт Лауренсьо (Артем Геряк) польстился на богатство Финеи. Но расчет, как и подразумевается в драматургических перипетиях, перерастает в симпатию к простодушной девушке, а затем и любовь.

Возвышенное чувство, возникшее в ответ на поэтические признания юноши, преображает Финею, которая умнеет буквально на глазах. В финале все заканчивается скреплением союза двух счастливых пар.

В коласовской постановке подобрался слаженный актерский ансамбль. Все исполнители четко ведут линию роли. Каждый находит свою сценическую изюминку. У героя Тимура Жусупова это горячность и фамильная честь, Артема Геряка – рационализм, перерастающий в искреннее чувство, Юлии Крашевской – гордость, граничащая со снобизмом.

А вот актрисе Светлане Суходоловой пришлось потрудиться, чтобы убедить зрителей в переменах, которые произошли с ее Финеей. И сделала она это профессионально. Можно поздравить артистку с удачной ролью.

Многие отметили образы, созданные Григорием Шатько, Светланой Жуковской, Натальей Аладкой, играющих служанок.

Удачно вписались в постановку песни и танцевальные номера в стиле фламенко в исполнении Ульяны Атясовой и мужской части труппы. Музыку написал витебский композитор Руслан Стабровский, стихи – руководитель литературно-драматической части театра Александр Замковский, хореограф – Диана Юрченко.

Замечательная работа художника-постановщика – главного художника театра Светланы Макаренко, которой удалось погрузить зрительный зал в эпоху испанского барокко, в мир кабальеро и прекрасных дам.

Несмотря на солидный возраст пьесы, звучит она современно. В спектакль, придерживаясь слов великого испанского поэта Лорки, можно смотреться как в зеркало и видеть в нем отражение чувств, которым не подвластно время.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.