Прикладываясь в храме к иконе, редко кто-то задумывается о мастере, который написал лик святого или сделал иконостас. Но священные для христиан символы изготавливают простые смертные – иконописцы. Традиционно этим занимаются воцерковленные художники-мужчины, но есть и представительницы прекрасного пола – в Витебской области их несколько десятков. Одна из них - заведующая иконописным отделением Витебского женского духовного училища Елена Ворошилова, посвятившая иконам 15 лет жизни. Она рассказала «Витебским вестям» о секретах своей профессии.
– Что вас привело к такому необычному для женщин делу?
– Когда после школы я поступила на отделение живописи в колледж культуры и искусств, с трудом могла представить, что стану писать иконы. Признаюсь, казалось, что работа художника – яркая, креативная, а иконопись – это достаточно скучно. Но я из семьи верующих, мы часто бывали в церкви, даже в советские годы моя мама сопровождала свою бабушку в храм. Отец всегда говорил, что из меня может получиться хороший иконописец. А благословение на это дело я получила от настоятеля храма святой равноапостольной царицы Елены в агрогородке Кировская Витебского района – Валерия Щуки.
Храм строился, и я там часто бывала. Батюшка знал, что я учусь на художника, и однажды, после третьего курса, подвел меня к клиросу (церковному хору. – Прим. Авт.) и сказал: «Знакомьтесь, это наш иконописец». И благословил поступать в духовное училище. Мне было всего 19 лет, но это стало одним из важнейших событий в жизни.
Параллельно с колледжем я училась на иконописном отделении, а затем заочно окончила художественно-графический факультет ВГУ имени П. Машерова. Хотя в светском вузе иконопись в качестве дипломного проекта не очень приветствовалась, я осмелилась выбрать большую храмовую икону святой равнапостольной Елены в житии. Получила «десятку» и передала икону в церковь.
– Помните свою первую икону?
– «Снятие со креста». Написала ее в 20 лет. Тяжелый сюжет, долго работала. Образец привезла моя учительница из Троице-Сергиевой лавры. Впрочем, иконописцы делают только копии канонических образов. Мы даже не подписываем свои работы. Считается, что рукой иконописца водит Господь. Гордиться своими трудами у нас не принято.
Писала я иконы для иконостаса для церкви в Смоленской области, многих храмов Витебска. В 2010 году была ответственной за подновление росписей в Свято-Покровском кафедральном соборе Витебска.
– Долго ли создается икона?
– Долго и кропотливо. Домашняя икона размером 20 на 25 сантиметров пишется полтора-два месяца. Храмовые – по полгода. Все начинается с подготовки доски, обычно это липа. Важно, чтобы она не деформировалась со временем, ведь иконы живут столетия. На доску наклеивается холст, на который наносят до 16 слоев специального состава –левкаса, а затем натуральными природными пигментами выполняется работа в цвете.
Краски заказываем в России: их компоненты сперва растираются и смешиваются с водой, затем для клейкости добавляется яичный желток. При написании нимбов святых обязательно используется сусальное золото и серебро. Оно к нам приходит в виде тонких пластин, и по определенной, достаточно сложной технологии выполняется золочение.
– Икона, наверно, дорогое приобретение…
– Это полностью ручной труд, да и натуральные материалы не из дешевых. В церковной лавке наши иконы размером 20 на 25 сантиметров стоят около 150 рублей. Чем старше икона, тем она дороже.
– Иконы пишут по канонам. А как же творчество, авторский стиль?
– Икона учит смирению. Впрочем, профессионал всегда отличит работы разных иконописцев. С годами вырабатывается определенный стиль. Есть место и для творчества: только икон с изводом Богородицы более 200. Наша школа иконописи, правда, ориентируется на русские традиции XII-XV веков, Андрея Рублева.
– Говорят, что иногда иконы пишутся за несколько ночей?
– Такое бывает. У меня так случилось прошлой осенью: отец Александр из храма Сергия Радонежского в деревне Тулово попросил написать храмовую икону. Но у меня все никак не доходили руки. Он мне позвонил, напомнил. Пообещала, что сделаю за несколько дней, хотя до готовности иконы было очень далеко. Две ночи пришлось просидеть над доской, но обещание выполнила. Болела потом две недели. Написание иконы – очень душевный, но выматывающий процесс.
– Вам доводилось наблюдать чудо мироточения икон?
– В храме Кирилла и Мефодия в Витебской семинарии несколько лет мироточила икона. Время от времени на образе появлялись маленькие красные капельки. Как-то привозили икону Николая Чудотворца, которая тоже мироточила. Слышала, даже с печатными изображениями такое случается. Это божье чудо.
Икона, которая мироточит, заслуженно считается особенной, а само миро – чудотворное. Те, кто коснется его, исцелятся по вере от любых недугов, проблем в отношениях, болезней душевных и телесных, бедствий.
– С божьим промыслом сталкивались?
– Конечно. Ведь я иконописцем стала, по большому счету, по божьему велению. И на работу в иконописное отделение меня привел Господь.
– Иконы с изображением каких святых писать сложнее всего?
– «Распятие Иисуса Христа». Точнее, не сложнее, а страшнее. Появляется духовный трепет, даже руки порой дрожат.
– Как вы думаете, правильно ли, что сейчас иконы пишут женщины? Ведь основатели школы русской иконописи Феофан Грек, Андрей Рублев были монахами.
– Такие времена. На иконописном отделении сейчас нет мужчин. На моей памяти лишь один пример, когда ученик иконописного отделения перевелся на пастырское отделение, стал священником и продолжил писать иконы.
– Приходится ли вам заниматься реставрацией?
– Иногда. Самой старой была наша семейная реликвия – икона Божией Матери конца XIX века «О Всепетая Мати», принадлежала прабабушке. Она немаленькая – 26 на 31 сантиметр. Там не хватало много золота на нимбе. Тяжело работать, когда повреждена или испорчена насекомыми древесина. Чем старше икона, тем сложнее подобрать цветовую гамму, очень тонкая работа.
– Вы одна из немногих иконописцев Витебщины, кто имеет свой интернет-сайт, где принимаете заказы на изготовление икон, бесплатно консультируете. Икона – это хороший подарок?
– Образа с давних времен считались замечательным подарком близкому человеку. Сегодня эта традиция возрождается. Чаще всего дарят иконы Спасителя и Божией Матери в день венчания жениха и невесты.
Популярны мерные иконы, которые дарят в честь рождения младенца или на крестины. По высоте они соответствуют росту малыша при рождении. На них изображается святой, в честь которого назван ребенок. Икону святого или ангела-хранителя также можно преподнести человеку на день рождения или именины.
Иногда случается, так попадется в интернете извод, думаешь: «Ой, как красиво! Жалко, нет времени написать такую икону». А через пару недель тебе звонят и заказывают именно эту икону.
– В заключение поделитесь своим жизненным принципом.
– Есть три христианских добродетели и три святые мученицы: Вера, Надежда, Любовь. Это и есть мои принципы.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.