Автор: . Дата создания:

В Музее истории частного коллекционирования значительную часть экспозиции занимают предметы из коллекции Антона Бродовского, который известен как основатель и первый заведующий Витебским губернским музеем (ныне областной краеведческий музей).

Чуть более ста лет назад для создания экспозиции губернского музея Антон Бродовский предложил свою собственную коллекцию, насчитывавшую более 10 тыс. единиц хранения, среди которых были нумизматика, фалеристика, печати, часы, ткани, вышивка, инкрустации, живопись, фарфор, рукописи, еврейская коллекция и многое другое.

Среди дошедших до наших дней экспонатов из коллекции Антона Бродовского можно встретить немало раритетов. В частности, бассетгорн – деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета. В последней четверти XVIII века бассетгорн был достаточно популярен среди композиторов и исполнителей. Представленный в музее получил неофициальный титул «кларнет Яна Собеского». Связано это с выгравированной надписью на раструбе бассетгорна, которая гласит о том, что этот музыкальный инструмент принадлежал королю польскому Яну III Собескому. Но в ходе исследования выяснилось, что надпись противоречит не только датировке по фабричному клейму, но и самой истории возникновения бассетгорна. Этот инструмент не мог быть подарен Яном III Собеским своему учителю в 1674 году, так как бассетгорн появился лишь в конце XVIII века. Следовательно, надпись является стилизацией, история ее происхождения пока неизвестна.

Настоящие жемчужины коллекции нумизматики – «ефимки с признаком». Они появились в 1655 году в ходе проведения денежной реформы царя Алексея Михайловича, когда в обращение были запущены западноевропейские талеры. Монеты были с надчеканенными двумя клеймами — круглым со всадником с копьем и прямоугольным с датой «1655». Однако реформа не увенчалась успехом, и уже в 1659 году началось изъятие ефимков для переплавки и чеканки мелкой разменной монеты. В экспозиции витебского музея представлено пять ефимков.

Не меньшую ценность имеет коллекция настольных часов. Еще в XIX веке в Западной Европе появилась мода на часы разнообразной и необычной формы. Часовой механизм был законченным конструктивным целым, практически независимым от внешней оболочки, что позволяло обрамлять его любыми композициями. Примером тому служат часы с конной рыцарской фигурой, которые выполнены в стиле классицизма. Они примечательны именно бронзовой скульптурой, которая является воспроизведением статуи Эммануила Филиберта, герцога Савойского. Оригинал, созданный итальянским скульптором Карло Марокетти, установлен на площади Сан-Карло в Турине.

С этими и другими уникальными предметами из собрания Антона Бродовского можно ознакомиться в Музее истории частного коллекционирования.

Божена Пашковская,
научный сотрудник Музея истории частного коллекционирования.