Артист известного мирового цирка «Дю Солей» обустраивает арт-деревню в Глубокском районе.
В Глубокском историко-этнографическом музее аншлаг. В рождественские праздники и зимние каникулы здесь давали представления клоун Николя (Николай Челноков) и его жена Елена. Первый этаж здания превратился в сказочный дом, наполненный удивительными вещами, среди которых клоунские ботинки Юрия Никулина, множество фигурок клоунов из домашней коллекции Николая Челнокова, цирковая утварь, рисунки художника Юрия Норштейна к мультфильму «Ежик в тумане», многочисленные фотографии из семейного архива. Всё это в сочетании с музейной экспозицией и создало чудесный мир, соединивший реальность и сказку. Входом в этот мир был старинный шкаф. Разбросанные по полу атласные подушки – для зрителей сиденьями. Чудеса творил седовласый, с добрыми глазами и загадочной улыбкой клоун Николя.
Николя — сценический псевдоним заслуженного артиста России, лауреата международных фестивалей, доцента кафедры режиссуры цирка ГИТИСа, в прошлом известного воздушного гимнаста знаменитого цирка «Дю Солей» Николая Челнокова. К слову, «Дю Солей» — самый финансово-благополучный цирковой проект, популярность к которому пришла благодаря воздушным гимнастам родом из СССР. К их числу принадлежала и семья Челнокова. Глава семьи и его сын Антон были известными на весь мир артистами циркового искусства.
Теперь Николай вместе с супругой Еленой живут на Глубоччине, в деревне Зябки. Рассказывают, что с этим краем познакомились случайно. Были приглашены в Посольство Беларуси в Москве, где и услышали рассказ глубочанки о традициях и достопримечательностях этого уголка Витебщины, о «Вишневом фестивале».
– Она так тепло рассказывала, что захотелось это увидеть, – вспоминает ту встречу Николай. – Приехали и влюбились – какая здесь живописная природа, сколько озер! Именно в Зябках я увидел возможность создания настоящей арт-деревни, открытой для людей, увлеченных искусством.
И такую деревню в 2021 году они начали обустраивать. За одну базовую выкупили школу с многочисленными хозяйственными постройками, потом еще дом, а недавно и заброшенную мельницу. Теперь в распоряжении Челнокова гектар земли и комплекс из шести зданий.
Бывшая школа площадью 400 кв. м с многочисленными кабинетами как нельзя лучше подошла для реализации задумок. Каждый уголок заполнили дорогими сердцу вещами, создав до десяти тематических локаций и назвав все это Клоунариумом, двери которого открыты для всех желающих. Здесь нашлось место для старинного дубового буфета, когда-то принадлежавшего известному в Советском Союзе клоуну Олегу Попову, для коллекции из сотни фигурок клоунов: печальных, озорных, шутовских, выполненных из различных материалов, для картин и фотографий. В богатой коллекции есть фотоснимки с королевой Англии Елизаветой II, бывшим президентом США Биллом Клинтоном, другими известными деятелями и знаменитостями Голливуда – Джанет Джексон и Арнольдом Шварценеггером, Деми Мур, Барбарой Стрейзанд, Тиной Тёрнер, Джоном Траволтой, Миком Джаггером.
– Усадьба Челнокова – сама по себе музей, и, судя по задумкам хозяев, это только начало, – отметил председатель местного сельисполкома Игорь Тимановский. – Клоунариум уже стал частью общего проекта «Оранжевая мельница» – такая вывеска появилась на старой мельнице, построенной в начале ХХ столетия. В ее окнах уже прижились композиции в стиле ленд-арт – это работы жены Николая Елены, которая увлекается сенопластикой – изготовлением различных поделок из сухих трав – и учит этому искусству детей и взрослых. Со временем, говорили хозяева, они думают превратить здание в интерактивный театр, а один из этажей отвести под «вкусную» мастерскую для изготовления мармелада и зефира из местных зябкинских яблок.
Николай и Елена – люди не только творческие, но и трудолюбивые. Большинство задумок реализуют своими руками, сдружились с жителями Зябок и их окрестностей, прониклись историей этих мест. Их богатейшие коллекции дополнились кухонной утварью, инструментом, хозяйственным инвентарем – предметами, которые были в обиходе местных жителей 100 и более лет назад.
Николай мечтает, чтобы Оранжевая мельница в Зябках стала такой же известной в театральной среде, как Мулен Руж в Париже и Желтая мельница Вячеслава Полунина под Парижем. И не скрывает, что, как только проект заживет своей жизнью, они покинут Зябки.
– Мы как караван, который должен все время куда-нибудь идти, – говорит Николай Челноков. – Это останется людям, деревне. Будет ли всё это жить без нас? Конечно, будет. Было бы здорово, если бы школа, мельница были нужны не только нам, но и людям, которые здесь родились и выросли.
Фото из открытых источников