Автор: . Дата создания:

На выставке известной витебской художницы в Арт-центре Марка Шагала представлены работы в разных техниках и видах изобразительного искусства.

Валентина Ляхович назвала свой проект «Лучесские экзерсисы», обозначив тем самым тему авторских высказываний. У реки Лучосы стоит родительский дом художницы. Это место воспоминаний, размышлений, творческих упражнений (экзерсисов) в графике, скульптуре, коллаже, в абстрактной и фигуративной живописи. Как пояснила автор экспозиции, все ее произведения – это рассказ о человеке.

– Меня очень волнует отношение человека с современной действительностью. Я наблюдаю за поведением людей в разных ситуациях, душевными переживаниями. Люблю заниматься мусорной культурой, как ее еще красиво называет, – треш-артом. Может впечатлить какой-то предмет, который случайно нашла. Например, труба, звуки которой я слышала и на танцевальных площадках, и на похоронах. И этой старый, сломанный музыкальный инструмент уже вписывается в историю, которую хочу передать языком искусства, – рассказывает Валентина Ляхович.

В написанных художницей портретах нет сходства с натурой. Автор передает то главное, что ее впечатлило – глаза старика, всматривающегося уже в иной мир, склоненные головы мужчины и женщины, которые за долгие совместные годы жизни стали одним целым. Объемные работы автора, совмещающие скульптуру, ассамбляж (собрание одного целого из объемных предметов с дополнением материалов и живописи), концептуальный объект трэш-культуры, материалом для которого служит мусор, сконцентрированы на философских проблемах, бренности и хрупкости жизни.

– Валентина Ляхович – это стихия витебского искусства, творческий человек, который никогда не останавливается, работает с материалом, как со своей душой. Символично, что выставка этого автора проходит в музее Марка Шагала. В свое время наш великий земляк говорил, что не хочет себя ограничивать каким-то определенным направлением. То же самое можно сказать о Валентине Ляхович, которая даже в одной работе объединяет разные направления, – отметила старший научный сотрудник музея Марка Шагала Елена Ге.

Художница концентрирует свое внимание не только на создании отдельных произведений, но и проектов, где главным средством художественного высказывания является экспозиция целиком, когда работы можно воспринимать как отдельные краски и композиционные детали. Так, в общее полотно вписываются имитация витражей, выполненных специально под размер окон Арт-центра, черные глянцевые экраны, которые оживают при игре света и движении людей по залу, инсталляции, арт-объекты. И все это художественное пространство обрамляют, будто  живописная рама, картины на стенах.

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.