Уникальный артефакт обнаружен ведущим научным сотрудником Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Александром Соловьевым в ходе реставрационно-археологических работ, которые проводятся международной белорусско-российской экспедицией. Ученым предстоит подробно исследовать это удивительное послание из 12 века, но уже сейчас сделаны определенные выводы.
- Это вторая печать, которую мы атрибутируем как принадлежащую преподобной Евфросинии. Она использовалась для придания документам юридической силы и свидетельствует о высоком социальном статусе своего владельца, - рассказала доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории Белорусского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук Инна Калечиц.
Предыдущая актовая печать Евфросинии Полоцкой была найдена при проведении раскопок на территории монастыря в 2015 году. Событие стало сенсацией, поскольку иметь личную печать в XII веке даже для мужчины было редким, а для женщины – и вовсе беспрецедентным явлением. Уникальная находка, как отметили ученые, свидетельствует о том, что полоцкая игуменья занимала влиятельное положение, вела активную деловую переписку, соединяла в себе черты духовного сподвижника и общественно-политического деятеля, по статусу близкого к князьям. Теперь эти сведения еще раз подтвердились.
Свинцовые вислые печати (буллы) привешивались к документам, чтобы удостоверять их подлинность. Через документ пропускали веревочки, концы которых запечатывали свинцовой пломбой. А на ней с двух сторон с помощью специального приспособления (буллотирия), напоминающего щипцы, делали оттиски.
В данном случае, с одной стороны найденной печати изображена преподобная Евфросиния Александрийская – патронесса, покровительница Евфросинии Полоцкой. В одной руке она держит крест, другая - поднята в благословляющем жесте. По обеим сторонам - надпись «Иефросинья». С другой стороны - изображение Христа Пантократора (Вседержителя), практически полностью совпадающее с тем, что можно увидеть на фреске в Спасо-Преображенском храме. По кругу была размещена благожелательная надпись, имеющая отношение уже к самой Евфросинии Полоцкой, которую, скорее всего, называли Офросинья, - «Господи, помози рабе Своей Офросинье на многая лета». Остались лишь последние слова этой надписи, а ее остальная часть и сам лик, как предполагают специалисты, были намеренно стесаны – возможно, потому, что получился неудачный оттиск, и надо было сделать так, чтобы печать не могли использовать.
Несмотря на пребывание в земле почти тысячу лет, находка сохранилась в хорошем состоянии.
- Удивляет тонкость исполнения: красивая, качественная работа. Видны все складочки одежды и украшения, точно прорисованы детали, - комментирует Инна Калечиц. - Можно предположить, что у преподобной, как и у других высокопоставленных людей в древности, было две печати, которые использовались для разных целей. Одна, более простая, - для внутреннего хождения, вторая – парадная, - для официальных документов, поскольку, мы знаем, что Евфросиния Полоцкая имела связи с Византией и, возможно, с другими княжествами. То есть это одновременно была и печать монастыря.
Еще одной сенсационной находкой, обнаруженной в ходе нынешних раскопок, стал небольшой фрагмент плинфы, предположительно, конца XI – начала XII в., с изображением плана древнего храма. Ранее считалось, что профессиональные архитектурные чертежи появились на территории Беларуси только в XVI веке.
Фото Ларисы Малашени, Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря и портала sobor.by