Автор: . Дата создания:

В год своего 75-летия заслуженный любительский коллектив Беларуси народный театр «Пилигрим» из Полоцка получил Гран-при IV Республиканского фестиваля любительского театрального искусства «Тэатральныя скрыжаванні».

«Пилигрим» представлял на этом творческом форуме спектакль «Не покидай меня…» по пьесе Алексея Дударева, который стал яркой вехой в судьбе коллектива. О творческих нитях, связывавших на протяжение многих лет знаменитого драматурга с «Пилигримом», об открытии белых пятен в биографии этого неординарного коллектива и многом другом беседуем с режиссером Верой Киселёвой.

– Для меня «Тэатральныя скрыжаванні» очень дороги. Ведь на протяжении девяти лет, после того как фестиваль закрыли, для любительских театров в Беларуси не существовало собственного форума, который был бы творческой лабораторией, определял пути развития, дарил общение с мастерами сцены и с коллегами, давал возможность обмена опытом, – говорит Вера Киселёва. – Свое предложение о возрождении «Скрыжаванняў» я высказала в прошлом году во время личной встречи с министром культуры и счастлива, что мой голос был услышан. В рамках республиканского фестиваля прошла также презентация книги «Шлях да сцэны» — уникального издания о вчерашнем и сегодняшнем дне любительских народных театров Беларуси. Очень дорогая для нас книга, ведь в ней отражена и 75-летняя история «Пилигрима». Каждый коллектив на фестивале представлял свою область, и я считаю, что мы достойно показали свой город и Витебскую землю.

– Вера Николаевна, а правда, что «Пилигрим» был первым театром, поставившим пьесу Алексея Дударева «Не покидай меня...»?

– Да. В 2002 году я стала руководителем этого коллектива, а в 2004-м мы уже участвовали в третьем республиканском фестивале «Тэатральныя скрыжаванні». Мы тогда успешно выступили, и Алексей Дударев пришел за кулисы с поздравлениями.

Так осуществилась моя мечта – познакомиться со знаменитым белорусским драматургом. Я поделилась с Алексеем Ануфриевичем желанием поставить спектакль о войне. И он пообещал выслать новую пьесу, которую тогда дописывал. Через полтора-два месяца, действительно, прислал большой конверт. Это был подарок судьбы – пьеса «Не покидай меня...». Потом звонил, продолжая работать над произведением, высылал поправки. Мы поставили этот спектакль за два месяца на Международном фестивале «Тэатральны куфар» в 2005 году. По решению жюри и зрительского голосования мы были удостоены Гран-при.

– Как воспринял автор ваше прочтение пьесы в обновленном варианте уже через годы? И почему это было необходимо?

– Наш театр любительский. Меняется актерский состав. Можно было, конечно, просто восстановить спектакль, но я предпочитаю двигаться дальше. Изменилось время, на смену одного поколения пришло другое, изменилось мое видение. Я действительно глубоко погрузилась в тему, где раскрывается страшная и трагическая судьба женщины во время войны. И сегодня наша постановка коренным образом отличается от всех других, которые есть в Беларуси и России, ведь в ней Полковника играет
женщина! Когда я приняла такое решение, нужно было посоветоваться с Алексеем Ануфриевичем. Его вдохновило мое предложение. Первоначальная тема – «Девочки на войне», а здесь – женщина-мать, это драматичнее и трагичнее. Она теряет сына на фронте. И можно представить, какие чувства испытывает, готовя диверсионную «девчачью» группу для засылки в тыл врага... Зрители после просмотра уходят в глубоком молчании, не сдерживая и не стесняясь слез. Думаю, что этой постановкой мы глубоко трогаем душу человека, сердца молодых ребят.

– Вера Николаевна, на какие главные вопросы зрителя вы отвечаете своими постановками? А может, иные и сами задаете, чтобы разбудить душу...

– Будучи по образованию актрисой и режиссером, приходилось самой писать пьесы, чтобы знали – кто мы, от каких корней идем. Так появились «Рогнеда», «Легенда о Всеславе Полоцком», «Я объявляю войну фашизму», «Под крыльями рода», «Вся жизнь – подвиг» – о нашей знаменитой землячке, Герое Советского Союза Зинаиде Туснолобовой-Марченко. Достаточно большая часть нашего репертуара была посвящена истории древнего Полоцка. Возрождение имени полоцкой княжны Рогнеды, «Легенда о Всеславе Полоцком» – это тема борьбы за нашу землю, за род наш. Память о своей истории мы обязаны хранить и передавать нашим потомкам. Более того, «Пилигрим» становится центром притяжения для людей, которые стремятся приобщиться к театральному искусству, приходят сюда на мастер-классы семьями или даже целыми коллективами. Юные полочане с удовольствием посещают театральную студию «Пилигримчик».

– Какой подарок «Пилигрим» готовит к своему юбилею?

– Мы занимаемся исследовательской деятельностью, изучаем историю нашего театра по архивным данным, газетным публикациям начиная с 1919 года. По нашей просьбе предоставлен уже материал из Национальной библиотеки. Остались имена и фамилии режиссеров, актеров. Дочь Бонифатия Еронько, который был помощником режиссера, предоставила нам его дневники, где подробно описано, что происходило в довоенном Полоцком колхозно-совхозном театре, какова его судьба. Сначала это была агитбригада «Синяя блуза», потом – ТРАМ – театр рабочей молодежи. В театральной школе преподавали ритмику, танец, риторику. Словом, мы намерены преподнести гостям города и полочанам оригинальный подарок – признание юбиляра в том, что он гораздо старше, чем выглядит.

В букете наград не только Гран-при театру за спектакль «Не покидай меня…». Дипломы «За лучшую режиссуру» получили Вера Киселёва, «За яркий актерский ансамбль» —актрисы Любовь Андрюкова, Юлия Шинкевич, Амалия Казакова, Анастасия Иваненко, «За лучшую мужскую роль» — актер Константин Карасёв. «Пилигрим» также стал победителем в номинации «За лучшее музыкальное оформление».

Фото предоставлено театром «Пилигрим».