Первый коллектив молодые специалисты создали на телезаводе «Витязь» и назвали его «Антре». Балетный термин меньше всего подходил к постановкам тематических танцев про тружеников, строителей БАМа, поэтому, выезжая на различные смотры, приходилось выступать под другим именем. Кстати, название детского ансамбля «Зорька», который Наталья создала в 1981 году в ДК УБОН, она приняла не сразу.
– Когда мы объявили набор в детскую танцевальную группу, пришли 4 человека. У меня был шок, ведь в Тамбове в ансамбль трудно было попасть. Но вскоре витебский коллектив получил признание, и тогдашний директор ДК Ирина Козина решила подать документы на присвоение ему звания образцового. Но так как ансамбль существовал недолго, а нужно было не менее пяти лет, нашли документы, что с 1962 года была танцгруппа «Зорька». Вот с этим названием мы и выступали перед комиссией. Поначалу я сопротивлялась, оно у меня ассоциировалось с неуклюжими буренками, но «Зорька» прижилась и стала, можно сказать, своеобразным брендом, – говорит Наталья Чернюк.
Сегодня хореографический ансамбль «Зорька» Центра культуры «Витебск» – заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь, два года назад ему присуждена специальная премия Президента. А Наталья Чернюк удостоена звания «Человек года Витебщины». Ее подопечные представляли искусство нашей страны на многочисленных фестивалях в Беларуси, Германии, Италии, Польше, России, Украине. Недавно привезли Гран-при из Греции. За многолетнюю историю ансамбль вырастил несколько поколений любителей танца, многие из которых стали профессиональными исполнителями, хореографами, педагогами.
На сегодняшний день в коллективе занимаются в трех возрастных группах (младшей, средней и старшей) более 120 человек и около 200 малышей – в подготовительных.
– Я так горжусь, что к нам идут мальчики, набрали 35 человек. При отборе смотрим на внешние данные, умение общаться. Порой мамы говорят: «Ребенок тихий, не будет баловаться». Но это как раз недостаток. Озорного легче привести в чувства, чем из зажатого ребенка достать эмоции, – считает Наталья Чернюк и отмечает: куда бы ансамбль ни приехал, всюду говорят: «Какие красивые дети!». А это не только природа постаралась, но и приобщение к искусству.
«Зорька» – постоянный участник «Славянского базара в Витебске». Трудно найти артиста эстрады, с которым бы не выступали витебские танцоры. Наталья Чернюк рассказывает, что часто ей приходится ставить номер за несколько часов до концерта. Певцы разные, есть и привередливые, но и такие потом осознают, что хореография украшает номер. Так однажды случилось с Олегом Газмановым, который после небольшого инцидента подарил ребятам из «Зорьки» велосипед.
Наталья Чернюк как хореограф работала и над большими проектами, например, была постановщиком хореографического приветствия Москве на праздновании 850-летия столицы России. Готовила концерт в Кремлевском Дворце съездов. С юмором вспоминает, как ставила танец на представлении для участников Международной олимпиады химиков в Москве. По задумке исполнители должны были поднимать шары с изображением химических элементов, и они складывались в формулы.
– Я несколько дней по ночам учила эти формулы, чтобы ничего не перепутать, – вспоминает Наталья Чернюк.
Но главное ее детище – «Зорька». Об атмосфере в коллективе ходят легенды. Хотя Наталья порой напускает на себя строгий вид, дети чувствуют огромную к ним любовь и отвечают взаимностью. Им нравится быть вместе. И не только на репетициях и на сцене. В ансамбле сложились свои традиции. Все ждут и усердно готовятся к новогодним капустникам, выпускному и концерту-посвящению, другим праздникам. Принимают участие и родители, папам и мамам тоже приходится танцевать. Хореограф придумывает для них свои номера.
А участники ансамбля выступают и в других амплуа. Например, выходят на подиум в показах мод. Запоминающимся событием стали съемки в фильме «Шагал – Малевич». Режиссер Александр Митта сразу приметил юных артистов. Танец же на свадьбе Марка Шагала ставила Наталья Чернюк.
Задумок на разные постановки у нее еще лет на 40 хватит. Сдерживает, говорит, недостаток костюмов.
– Спасибо родителям, они помогают одеть и обуть детей, многие сценические костюмы 20-летней давности. Лет 8 назад мы получили грант на 30 тыс. долларов, на радостях заказали в мастерских 3 комплекта белорусских костюмов, они самые дорогие, с тех пор ничего не получали. Так что достаю из старых шкафов и думаю, что бы новенькое на них придумать, – сетует художественный руководитель.
И придумывает! И каждый раз, как и 40 лет назад, стоит за кулисами и переживает, радуется за выступающих на сцене воспитанников, без которых сегодня, как и без танца, не представляет своей жизни.
Фото Татьяны Пастернак