Издание представляет интерес не только для сотрудников правоохранительных органов, но и для простых обывателей, так как здесь раскрывается многоликая история города. Тираж книги небольшой, распространяется она на бесплатной основе. Несколько экземпляров находятся в областной библиотеке им. В. Ленина, библиотеке ВГУ им. П. Машерова, Витебском УВД. Готовится к выходу электронная версия.
— Я занималась поиском интересных документов, фактов, литературной обработкой текстов. Мне помогали заинтересованные в выпуске монографии люди, предоставлялся доступ к архивным фондам, — рассказывает Инна Александровна. — Работа, на которую натолкнула обновленная в 2007 году экспозиция музея истории витебской милиции, продолжается и сейчас. Следующий этап охватит 1938-1954 годы. Можно считать, что это своеобразный творческий подарок областной милиции к грядущему в 2017 году 100-летию.
Кстати, как сообщила исследователь, первые милиционеры появились в Витебске не 4 марта (тогда отмечается профессиональный праздник правоохранителей), а 6-го. В этот день жители могли наблюдать на улицах города молодых людей с повязками на рукавах, на которых значились две буквы – «Н.О.». «Народная охрана» или «Народное ополчение» — так звучит перевод с латыни слова «милиция». В отличие от него слово «полиция», считает историк, не содержит в себе столь демократических корней. Представители данной структуры являются исполнителями воли государственного аппарата, а не народа.
Инна Александровна рассказала, что во втором томе содержится информация о том, как образовывался округ, какие задачи стояли в то время перед милицией, повествуется, как формировался уголовный розыск. Глава о его становлении носит название «Порядок в стране измеряется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». В части под общим заголовком «Хоть зовусь я хулиганом» идет речь о подобного рода проявлениях, методах борьбы с нарушающими общественный порядок гражданами, даже приведены частушки витебских хулиганов.
Отдельный раздел посвящен обмундированию и снаряжению сотрудников, которые до 1931 года имели отличную от других республик форму, своеобразные кокарды. Здесь же говорится и о первой милицейской награде — значке «Пачэсны міліцыянер», образец которого хранится в фондах музея МВД в Минске. В книге также есть сведения о погибших при исполнении служебного долга правоохранителях.
В монографии впервые исследуется тема репрессий в самих органах внутренних дел. Об этом повествует глава «В жерновах «чисток» и репрессий 1930-х годов». Документы свидетельствуют, что арестам подвергались иногда целые отделения, а на следующий день на их место набирались новые сотрудники.
Собравшиеся на презентацию с нетерпением ожидали, откроется ли «Тайна убийства на улице Гоголевской». Глава с таким названием посвящена гибели известного художника и педагога Юрия Пэна. Трагедия случилась в ночь на 1 марта 1937 года на ул. Гоголевской, 1, кв. 4. 83-летнего Пэна шесть раз ударили топориком, а потом перерезали горло.
Раскрытием этого преступления витебская милиция занималась всего неделю, затем дело было передано в НКВД БССР. Приводятся разные версии — официальная, криминальная, политическая. Криминалисты, с которыми консультировалась Инна Абрамова, считают, что убийца был профессионалом и орудовал левой рукой. Инна Александровна склоняется к мысли о приезжем «гастролере». Однако по официальной версии в убийстве с целью наживы обвинены и осуждены родственники художника Файнштейны: двоюродная сестра Лея и ее сын Абрам получили по 10 лет лагерей, племянница Неха – 8 лет. Всего репрессиям подверглись 9 человек.
После жестокого убийства прошло 77 лет. Обвинения с семейства Файнштейнов так и не были сняты, тайна осталась тайной. В честь Юрия Пэна в 2007-м на «Синем доме» в Витебске установлена памятная доска. В художественном музее можно познакомиться с его работами. Правда, здесь выставлена только небольшая часть уцелевшего наследия — 40 картин из 183. Остальные ждут своего часа в хранилищах, надеясь на открытие персонального музея мастера.
Фото Надежды ФОНДАРЕНКО.