Автор: . Дата создания:

В витебском Художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Петра Явича.

Выдающийся мастер живописи, ярчайший представитель белорусской художественной культуры второй половины XX века, творчество которого – эталон реалистических традиций изобразительного искусства, ученик Юрия Пэна, талантливый портретист, человек, влюбленный в город на Двине, открытый искренний собеседник, мудрый наставник и самый лучший в мире отец и дедушка – таким его запомнили коллеги и последователи, друзья и родные, собравшиеся на открытии экспозиции работ Петра Максовича.

Под персональную выставку, которая будет работать до 5 октября, отвели весь первый этаж. Здесь можно увидеть часть его богатого творческого наследия, которую он передал Художественному музею, а также картины из собраний семьи.

Это прекрасная галерея портретов простых тружеников, представителей интеллигенции – медиков, учителей, серии портретов артистов театра имени Якуба Коласа, партизанских комбригов Витебщины.

Кисти художника принадлежат также жанровые тематические картины, посвященные становлению советской власти в Витебске, событиям 1905 года, и полная глубочайшего драматизма работа «Заложники» о личной трагедии семьи Миная Шмырева. В этих произведениях он в первую очередь предстает как непревзойденный мастер, профессионал, преданный ученик Юрия Пэна.

В то же время нежные и теплые портреты родных людей, пронизанные его трепетным отношением к семье и близким, раскрывают другую, более личную сторону жизни художника.

Дочь Петра Явича: Он писал только с натуры, не спеша, тщательно прорабатывая каждую деталь. Особенно он любил писать маму

Дочь Петра Явича Елена Богданович рассказала, как часами позировала папе.

– Он писал только с натуры, не спеша, тщательно прорабатывая каждую деталь, обдумывая любое движение кистью. Особенно он любил писать маму. К сожалению, ее портреты здесь не представлены, но глядя на них, понимаешь, какие любовь и нежность были между ними, – вспоминает Елена Петровна.– Папа был очень открытым человеком, к нам в дом постоянно приходили студенты, школьники, журналисты. Он мог долго разговаривать о своей работе, тонко чувствовал и с первых секунд понимал, кто любит и понимает искусство, а кто равнодушен. Он и нам привил любовь к творчеству, мы хорошо умели рисовать, любили папины краски, наблюдать за тем, как он писал. Но никто из семьи так и не решился заниматься этим профессионально.

Сын Петра Явича Александр отметил, что художник очень хотел, чтобы внуки или правнуки продолжили его дело и служили искусству, но при этом не настаивал, дал каждому право выбора.

– Свою энергию он направлял на учеников, он мог их принимать в любое время, бросал все свои дела, показывал, рассказывал, делился воспоминаниями о своей молодости и учебе в студии у Юрия Пэна. Такая его открытость порой даже мешала папе, многие пользовались его радушием и расположением, – отмечает Александр Петрович.

После смерти Петра Максовича семья приняла решение не продавать его картины

После смерти Петра Максовича семья приняла решение не продавать его картины, хотя многие музеи и коллекционеры с удовольствием и в считанные недели разобрали бы и увезли их в разные части света. Говорят, что при жизни сам художник такого желания открыто не выражал, но создавал авторские повторения тех работ, которые уходили от него. 

Художник мечтал об открытии собственной галереи в Витебске…

Он мечтал об открытии собственной галереи в Витебске, а в эпиграфе к изданному в 1999 году альбому работ написал: «Любимому городу Витебску, который долгие десятилетия дарил мне теплоту и творческое вдохновение, передаю свое наследие».

Петр Максович родился в Венгрии, но его корни и вся жизненная и творческая биография неразрывно связаны с городом на Двине, который он изображал на своих работах и которому был предан да самого конца.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.