В Обольцах Толочинского района возвращены на место несколько надмогильных памятников, некогда свидетельствовавших о захоронении жителей католического вероисповедания.
Кладбище ранее размещалось возле разрушенного в советское время костела, где находили вечный покой жители шляхетского происхождения.
Костел, стоявший на Замковой горе, не единожды перестраивался. Последний раз обновленный деревянный храм Святой Девы Марии открылся в 1809 году.
Как рассказал 82-летний старожил Евгений Вавулов, во время войны на горе дислоцировался немецкий гарнизон, а сам костел стал конюшней. В одну из ночей зимы 1942 – 1943 годов опорный пункт фашистов пытались уничтожить советские летчики. Но две бомбы упали у подножия горы, за периметром ограждения из колючей проволоки. За время оккупации была спилена и вывезена дубрава, растущая за костелом. На работы привлекались как обольчане, так и люди из соседних деревень.
По словам местного жителя Дмитрия Диваса (на фото), после войны в костеле размещалась школа, в которой он учился. Примерно в 1960 году храм разобрали, в фундаменте и в печи дети находили старые деньги. Рядом было возведено новое здание учебного заведения, где позже находилась участковая больница, а сейчас – амбулатория.
Инициатива восстановления памятного места принадлежит заведующему амбулаторией Виталию Валаткевичу. Уроженец Толочина приехал по распределению в Обольцы в 2016 году. При обходе подведомственной территории молодому специалисту сразу бросились в глаза сваленные в овраге и вросшие в землю надмогильные плиты.
Виталий Владимирович говорит, что идею возвращения памятников на прежнее место поддержали коллектив и местные жители. Помощь техникой и людьми оказывает недавно назначенный директор ОАО «Обольцы» Михаил Кирик. Пока поднято четыре плиты. Одна из них свидетельствует, что на кладбище на Замковой горе были похоронены супруги Юрьевичи: Ромуальд 78 лет и Геронима (из рода Ляшкевичей) 70 лет, умершие соответственно 21 ноября 1900-го и 19 августа 1909-го. На другом памятнике указано имя Анджея Ляшкевича, скончавшегося 10 февраля 1891 года в возрасте 79 лет.
Определенные трудности вызывает расшифровка фрагментов металлической плиты, на которой нет части с именем усопшего и отсутствуют несколько букв в словах. Сотрудницы «ВВ» Татьяна Дубровская, Маргарита Климентьева и Татьяна Демиденко, знающие языки, попытались решить задачу. Наибольшую сложность вызвало таинственное слово «cesarako». По одной версии оно связано с империей, по другой – с медициной. Таким образом, под этой плитой был похоронен «cesarako – российских войск штабс-ротмистр, скончавшийся 20 апреля 1851 года на 49-м году жизни».
Также был найдет фрагмент каменной плиты со списком похороненных на кладбище. Одна из фамилий – Виджицкий. Недавно в Обольцы приезжала девушка из Англии, интересующаяся своей родословной. Она рассказала, что среди ее предков были Виджицкие.
В интернете можно найти снимок оболецкого костела из архива Свяцких, владевших имением Белица (Сенненский район). В центре, вероятно, запечатлен Карл Святский, а за кадром был его сын Станислав, увлекавшийся фотографией.
Виталий Валаткевич говорит, что вместе с другими энтузиастами хочет собрать воедино максимальное количество информации про Обольцы, имеющие славное прошлое. А пока на месте костела установлен камень.
Фото Сергея КАВАЛЕВСКОГО.
Справка «ВВ»
Согласно «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі» нынешний агрогородок впервые упоминается в 1385 году как имущество великого князя ВКЛ Ягайло, который основал здесь один из первых в Беларуси костелов. В свое время Обольцы принадлежали королеве Боне Сфорце (жене Сигизмунда І) и сбежавшему от Ивана Грозного боярину Андрею Курбскому. До середины XVI в. тогдашний «город Обольчи» являлся центром намесничества, в состав которого входило Сенно с окрестностями и часть Толочинского района, но затем местечко утратило свое значение.